Большие перемены

Большие перемены

В Новосибирской области с помощью нацпроектов привлекают учителей на село

Благодаря различным программам поддержки в Новосибирскую область приезжают высококвалифицирован­ные педагоги из разных регионов страны. Но дефицит кадров в школах по-прежнему сохраняется.

Учитель математики Анастасия Аталыкова с мужем приехала в Новосибирскую область из Барнаула по программе «Земский учитель».

— Взрослой дочери с ее семьей оставили квартиру в городе. Себе же на полученный от государства миллион купили большой дом в деревне. Посадили огород, завели курочек, козочек. Благодаря натуральному хозяйству денег на жизнь требуется меньше. Остается даже на то, чтобы помогать внукам, — рассказала Анастасия Александровна. — Опять же, дочери теперь есть куда отправить детей на лето.

Возьмите миллион!

На конец учебного года 2019–2020 в школах Новосибирской области было открыто около 750 вакансий. Закрывать их удается за счет привлечения в село педагогических кадров, в том числе из других регионов. И не только молодых специалистов. Главное, чтобы было желание и квалификация.

Как рассказала заместитель министра образования региона Мария Жафярова, перед образовательной системой Новосибирской области стоят две основные задачи: ликвидация кадрового дефицита и создание условий для профессионального роста педагогов. В частности, решить проблему нехватки учителей на селе призвана федеральная программа «Земский учитель», созданная в 2020 году по аналогии с программой «Земский доктор».

Участники, пожелавшие переехать в село, получают один миллион рублей. Эти деньги можно потратить на любые цели. Возраст участников ограничен 55 годами. Обязательные условия: отработать надо не меньше пяти лет, село должно быть с населением до 50 тысяч человек, а переехать нужно на расстояние не менее 200 километров от города. То есть получить миллион за переезд, например, из Новосибирска в поселок Верх-Тула не получится.

Средний возраст педработников в Новосибирской области — 46 лет. Это очень хорошо, так как, по данным социологов, пик профессионализма приходится на 45 лет. Но все равно нужна свежая кровь.

Молодежь не хочет в деревню, а старшие — только временно?

Правда, как считают сами педагоги, привлечь молодежь в село программой «Земский учитель» вряд ли удастся.

— Миллион, конечно, большая сумма. Но у меня дети. А им лучше жить и учиться в городе, — рассуждает учитель английского языка Маргарита Петренко. — Кроме того, у мужа сугубо городская профессия. Он в деревне работу не найдет.

Тем не менее в 2020 году в Новосибирскую область по программе «Земский учитель» переехали 79 педагогов из Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской, Иркутской областей, Бурятии, Ханты-Мансийска.

— Здесь, в Новосибирской области, уровень жизни все равно выше, чем у нас в Алтайском крае, — делится в соцсетях преподаватель информатики Павел Арефьев. — Отработаем пять лет в деревне. Потом в город переберемся. А там, глядишь, и в Москву.

Так что решение дефицита кадров на селе — временное. За миллион пять лет человек работает и уезжает. И снова проблема на миллион.

Сегодня приехавшие педагоги заполнили самые дефицитные в сельской местности вакансии: учителей иностранного языка, русского языка и литературы, математики, физики и информатики.

Правда, есть в этой бочке меда небольшая ложка дегтя, с которой столкнулись еще при реализации программы «Земский доктор». Хорошее жилье на селе — большой дефицит. Поэтому в этом году пригласить удалось только 79 педагогов.

Программа строительства служебного жилья в сельской местности в Новосибирской области действует, но служебные квартиры есть далеко не везде. Чтобы хоть как-то решить проблему, областной бюджет берет на себя расходы по аренде жилья и оплате коммунальных услуг в размере 100 процентов.

Зарплата плюс стипендия

В этом году Новосибирская область присоединилась к общественной программе «Учитель для России». Программа действует с 2015 года. Это калька американского проекта Teach for All, который стал международным и сейчас работает в 50 странах мира.

Большие перемены

Суть в следующем. Выпускники престижных вузов на два года становятся учителями в проблемных школах, где ученикам требуется особый подход, а коллективу — кадровое обновление. Методическую поддержку проекту оказывает Высшая школа экономики. Участники, кроме зарплаты, получают стипендию учредителей, которая равна среднему заработку педагога в регионе.

В России проект реализуется на основе ГЧП с участием Сбербанка. У нас в области генеральный партнер проекта — Сибантрацит. Кроме нашего региона, «Учитель для России» реализуется в Воронежской, Тамбовской, Калужской, Нижегородской областях и Ямало-Ненецком автономном округе. Стипендия в Новосибирской области составляет 20 тысяч рублей. Жилье также оплачивается за счет учредителей. Тридцать молодых учителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов приступили к работе в школах Искитима, Черепаново и Искитимского района. По плану до 2024 года Новосибирская область получит 130 молодых учителей в рамках проекта «Учитель для России».

Дополнить реальность

Ну а как же вторая, не менее важная задача системы образования — создание условий для профессионального роста педагога?

Вызов номер один сегодня — цифровое образование, показавшее свою актуальность в период пандемии коронавируса. Не секрет, что в некоторых школах, особенно сельских, дистанционное обучение было сорвано, так как далеко не все педагоги владеют цифровыми технологиями.

Инновационные образовательные центры для педагогов создаются благодаря федеральному проекту «Учитель будущего», включенному в нацпроект «Образование». Проект, общий бюджет которого составит почти 784,5 миллиарда рублей, призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Наш регион одним из первых вошел в программу «Учитель будущего» и получил федеральный грант в размере 80 миллионов рублей. На эти деньги, сообщила Мария Жафярова, создаются два образовательных центра.

Один из них — центр непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников — начал функционировать уже в этом году без привлечения средств гранта. В следующем году этот центр будет оснащен уже на средства гранта. Кроме традиционных стандартных сенсорных панелей и компьютерной техники, там появятся шлемы виртуальной реальности, оборудование дополненной реальности.

В 2022 году в области откроют еще один центр непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников. Образовательные программы центров будут строиться с учетом потребностей региона.

ЦИФРА
12,5 человека на место — конкурс в НГПУ в период абитуриентской кампании – 2020.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Алексей Папков возглавил самарский филиал ВТБ В Хворостянке трехлетний мальчик погиб от оголенного провода В Самарской области зафиксирован свиной и гонконгский грипп В Агрызском районе авто вылетел в реку, три человека погибли и один пропал Модернизация костромских фонарей позволила крупно сэкономить

Последние новости