Переход на дистанционную работу выявил не только нашу привязанность к рабочему месту, но и неготовность компаний к киберугрозам
Режим ограничительных мер, введенный в Новосибирской области из-за угрозы распространения COVID-19, сначала предполагал переход на дистанционную работу части сотрудников предприятий, которые не могли «поставить себя на паузу».
Потом этот тренд подхватили другие компании, сумев постепенно перенастроить рабочие места на удаленку. У кого-то получилось это сделать на сто процентов.
Как изменились в связи с этим настроение сотрудников, их производительность и работоспособность и будет ли эксперимент взят на вооружение?
Настроение… ухудшилось
Мы поинтересовались у специалистов министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, существует ли какая-то статистика о переходе работников предприятий региона на удаленный режим работы. Оказалось, что такой информации нет из-за отсутствия отчетности по данному вопросу. «Однако министерству известны случаи перехода ряда организаций региона на дистанционный формат работы, — ответили нам. — В период противодействия коронавирусу это является одним из способов заботы о здоровье сотрудников, экономии их времени на дорогу до работы и обратно». Плюсы очевидны. Правда, не всем нравится работать удаленно, не всем домашняя обстановка позволяет переключиться на деловую волну.
Эксперты по подбору кадров (Kelly Services, «Авито Работа») спросили более чем у 66 тысяч россиян — представителей восьми федеральных округов РФ, жителей городов-миллионников и крупных региональных центров, — что происходит в их компаниях во время эпидемии коронавируса. Выяснилось, что в Новосибирской области сложности с ведением бизнеса в условиях самоизоляции, угроза падения доходов и попытки наладить работу из дома не лучшим образом сказываются на настроении 64 процентов опрошенных. Не изменилось оно у 32 процентов. Рост мотивации, связанный с возможностью работать дома, отметили только 4 процента респондентов.
Как сообщает «Лаборатория Касперского», вовсе неудивительно, что у «удаленных» сотрудников падают настроение и мотивация: 22 процента из них попросту стали больше работать во время пандемии. В таких условиях нередко размываются границы между личной жизнью и работой. И это притом что освободилось время, которое раньше тратилось на то, чтобы добраться до работы. 56 процентов россиян заявили, что им теперь удается чаще бывать с семьей и больше времени посвящать личным делам.
Проверка на готовность
Однако дело не только в ухудшающемся настроении. В нынешних условиях представляют угрозу теневые IT, не одобренные компанией сервисы, которые все же применяются сотрудниками для работы: 59 процентов россиян используют личную почту для решения служебных вопросов, 55 процентов — незащищенные мессенджеры. Деловая переписка, персональные данные, коммерческая информация, часто конфиденциальная, в любой момент может стать всеобщим достоянием или орудием в руках мошенников. И что, кто-то запретит использовать рискованные способы общения?
— Организации просто не могут себе позволить удовлетворять все запросы сотрудников — например, разрешать им пользоваться любыми сервисами по собственному усмотрению. В сложившихся обстоятельствах необходимо найти баланс между удобством пользователей, бизнес-необходимостью и безопасностью. Для этого компании должны обеспечить доступ к сервисам, которые предоставляют минимальные, только необходимые привилегии, внедрить VPN и использовать защищенные и одобренные корпоративные системы. Подобное ПО может иметь определенные ограничения, которые несколько снижают удобство его использования, при этом дают гораздо большие гарантии соблюдения мер кибербезопасности, — комментируют исследователи.
По словам представителей регионального минпромторга, сейчас компании проверяют свою способность работать дистанционно и, возможно, сохранят такой формат и после снятия ограничений. «В любом случае решение о продолжении использования удаленного режима работы будут принимать руководители предприятий», — говорится в ответе министерства на наш запрос.