В сердце художника Саида Земара живут две родины — Афганистан, в котором он родился и прожил до 23 лет, и Россия, куда он приехал в 1987 году на учёбу в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств и где остался, встретив свою любовь. Вместе с женой Оксаной он был в Елабуге на открытии своей персональной выставки, которое прошло в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника.
Отбирая работы, художник включил в экспозицию живописные и графические произведения разных лет, в том числе выполненные в годы учёбы в институте. Но всё же большая часть представленных картин была создана в 2016–2018 годах. Художественные способности Саида Земара проявились ещё в детстве, а на выставке перед зрителями предстаёт уже мастер, не только работающий в самых разных жанрах — портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетной композиции, но и нередко вносящий в полотна философское и символическое содержание.
Выставка открывается написанным в стиле арабской каллиграфии стихотворением поэта и философа XIII века Мавлана (Руми), родившегося в городе Балх на территории Афганистана. Рядом — его портрет в образе седовласого мудрого старца, чья поэма «Масневи», названная энциклопедией суфизма, и в наши дни относится к числу излюбленных и почитаемых произведений мусульман.
Афганские соотечественники Саида Земара предстают перед зрителями в разных видах: девушками, играющими на дойре или весело выглядывающими из двери дома, похожего на крепость; семьёй кочевников на горной дороге, для которых привычно перевозить нехитрый домашний скарб на двух осликах и верблюде; молодой женщины с малышом на спине, к которой в порыве благодарности прижалась длинношерстная белая коза, по-видимому, только что разрешившаяся от бремени… Портретный ряд дополняют образы колоритной жительницы гор, историка Котэб Хазора, выдающегося, но рано погибшего певца Ахмада Захира, безымянного кочевника и ещё двух афганских мужчин в характерных головных уборах в виде чалмы.
Представление о величественных горных ландшафтах далёкой страны, её архитектуре и древних религиозных памятниках можно получить, рассматривая полотна «Горное ущелье», «Север Афганистана», «Минарет Герата», «Горы Бамиама», «Мечеть г. Балх», «Кабульская зима». В первой картине художник запечатлел широкую панораму с живописными горными отрогами, сбегающими в глубокое ущелье. Далеко просматривается и задний план с очертаниями горной гряды.
Ещё одно ущелье изображено на холсте «Минарет Герата», где на фоне первозданной природы возвышается творение человеческих рук — 53-метровая башня. Чуть больших размеров была статуя Будды, расположенная в горах Бамиама. Ей поклонялись здешние жители до принятия ислама. Потом это стало местом многочисленного паломничества приверженцев буддизма из Китая и Японии. На рубеже минувшего столетия статуя была взорвана талибами, а на картине Саида Земара она изображена ещё в неприкосновенном виде.
Особой экзотикой веет и от полотна «Горная коза Памира», где окутанные лёгкой дымкой снежные вершины и убегающий в долину речной поток соседствуют с красавцем козлом и его подругой породы маркополо, названной так в честь знаменитого венецианского путешественника XIII–XIV веков.
Пейзажи России и других стран, куда художник выезжал на пленэры, не столь впечатляющи по своим сюжетам: деревянная часовенка в Мышкине, разрушающаяся типография в Клязьме, старинные кирпичные ворота в Серпухове. Но чувствуется, что едва на горизонте появляются горы, Саида Земара охватывает повышенное вдохновение. Свидетельство тому — три работы, сделанных в горах Аршана, расположенных неподалёку от озера Байкал.
Именно по пейзажам лучше всего видно, насколько умело автор передаёт воздушную перспективу, игру света и теней, бесконечную изменчивость неба, отражения на воде…
Наряду с масляной живописью в последние годы художник всё чаще использует акрил, которым наносит изображение не на холст, а на жёсткую основу в виде ламината, обработанного венецианской штукатуркой. Это даёт возможность делать различную фактурную поверхность, не используя пастозную технику. Кроме того, автора привлекает и то, что картина кажется написанной на камне. В качестве примера можно привести портрет Ахмада Захира. Выполненный почти в монохромной гамме, он выглядит очень живым и выразительным.
Когда-то улицы Кабула украшали плакаты Саида Земара. Он и сейчас не чужд этой стилистике, которая позволяет, не отвлекая зрителей на детали и разнообразную цветовую палитру, сосредоточить их внимание на сути изображения. Такова картина «Виртуальный мир. Уход от реальности». Образ отгородившейся от настоящей, полнокровной жизни девушки подчёркивает чёрный шарф, закрывший половину лица и оставивший на виду лишь глаза с отрешённым взглядом; тёмный прямоугольник фона на уровне головы и спускающаяся вниз на неровной чёрной линии гиря, символизирующая уход в никуда.
Необычный сюжет нашёл художник и для своего полотна «Ужасы войны». Зритель не видит никаких ужасов. Перед ним маленькая девочка, прижавшаяся к выщербленной от пуль стене и прижимающая к себе куклу. Но её наполненные страхом глаза и ладонь, закрывающая лицо куклы, чтобы та не смогла ничего увидеть, трогают ничуть не меньше, чем реальные картины жестокой войны.
С особым пиететом художник работает над темами семьи, женщины, материнства. Символическим звучанием наполнена его ранняя работа 1996 года «Мужчина и женщина. Контраст и гармония». Изображённую в профиль пару автор поместил на фоне движущегося во вселенной земного шара, созданного Богом для жизни людей. Разительно отличающиеся друг от друга и внешне, и по внутренним качествам, он и она, тем не менее, созданы друг для друга. И ярким символом этого единения является роза, на жёстком колючем стебле которой расцветает нежный благоуханный цветок.
Ещё одна живописная картина — «Афганская свадьба» — была предоставлена на выставку из фондов Елабужского государственного музея-заповедника. Её Саид Земар создал в прошлом году в Елабуге на XIV Международном арт-симпозиуме. И этот этнический сюжет, рисующий давний традиционный обряд бракосочетания, художник обогатил целым рядом символических деталей. В работе «Семья — основа цивилизации» автор изобразил высокий кувшин с цепочкой следов человеческой ступни, которые поднимаются от основания до вершины сосуда. Так метафорически представил он развитие человечества, вместе с которым происходило и становление традиционной семьи, являющейся основой любого общественного строя. Ещё одна необычная трактовка дана ей в картине «Семья», где она уподоблена модели атома с ядром, состоящим из нейтрального нейтрона (женщины), положительно заряженного протона (мужчины) и отрицательно заряженных электронов (детей), которые вращаются вокруг них.
Женщины на полотнах Саида Земара не просто красивы. В картине «Цветы» он сопоставляет их с этими прекрасными и лёгкими, как дуновение ветра, растениями, считая, что и те, и другие требуют к себе очень бережного и заботливого отношения, без которого они быстро завянут. А свою уверенность в том, что высшая форма любви — любовь материнская, художник выразил в произведении «Беззащитность», где ребёнок сладко спит, прижавшись к матери, которая как покровом прикрывает его от бушующих вокруг жизненных вихрей.
Такие добрые и возвышенные мысли и чувства дарит зрителям выставка афгано-русского художника Саида Земара.
Источник: elabuga.com