Генплан: новая редакция

Генплан: новая редакция

Правительство региона утвердило актуализированный генеральный план застройки Новосибирска

Все замечания, которые выдвигали региональные министерства по отношению к главному документу, определяющему развитие сибирского мегаполиса на ближайшие десять лет, устранены. Теперь генплан должна утвердить сессия совета депутатов города Новосибирска.

Стоит отметить, что первый в истории города план, призванный регулировать застройку, был утвержден в январе 1897 года. Его составил межевщик Кабинета Его Величества Кузнецов. Конечно, тогда никто и не предполагал, что скромный поселок мостостроителей превратится в столицу Сибири, обойдя губернский Томск и других соседей – Омск, Барнаул, Красноярск.

Концепцию сохранили

Пожалуй, первым генеральным планом Новосибирска, соответствующим масштабу и статусу одного из крупнейших городов, можно назвать генеральную схему 1928 года, составленную в Бюро планировки картоиздательства НКВД под руководством профессора Бориса Коршунова. Первый генеральный план застройки в современном понимании приняли в 1968 году, а затем – в 1985-м, но последний не был принят в Москве. Наконец, в 2006 году утвердили целевую программу «Генеральный план города». Базой для разработки генерального плана – 2007 стали генплан 1985 года, генеральная схема 1995 года и схема развития города 2001 года. Генплан-2007 был благополучно принят, но теперь настало время для его актуализации.

Генплан: новая редакция

Эту работу компания-проектировщик «Институт градостроительного планирования» вела в течение прошлого года, а в феврале обновленную редакцию основного градостроительного документа вынесли на публичные слушания.

Как отмечают проектировщики, в актуализированной редакции генерального плана были сохранены концептуальные основы и градостроительные решения. При этом актуализация велась по таким направлениям, как развитие города внутри существующих границ, промышленные площадки, транспортная схема, а также зеленые зоны. Актуализированный генплан предполагает, в частности, максимальную ликвидацию к 2030 году аварийного фонда, комплексную реконструкцию площадок ветхой застройки, а также четкую фиксацию границ развития промышленных зон, что позволит сохранить и увеличить число рабочих мест в городе. Вместе с тем будет продолжен курс, заложенный в генплане 2007 года, на вынос вредных производств из центральных районов города.

Дороги будем реконструировать поэтапно

Далее, по мысли проектировщиков, в части транспортной инфраструктуры планируется четкое выделение этапов строительства и реконструкции улиц и дорог — в первую очередь для повышения доступности микрорайонов новой застройки. И, наконец, в новой редакции генерального плана отображаются все озелененные территории общего пользования, даже небольшие, как объекты местного значения с указанием их характеристик. В том числе территории, выявленные в ходе реализации программы «Доступная и комфортная среда» национального проекта «Жилье и городская среда». Например, к площади озелененных территорий добавились рекреационная зона у планируемого ЛДС площадью около 30 га, зеленая зона на улице Лазурной по предложениям жителей, карьер Балластный на улице Клубной в Ленинском районе площадью более 40 га — также по рекомендациям горожан.

Генплан: новая редакция

После публичных слушаний актуализированный генплан передали на утверждение в правительство. Однако тогда замечания на положения генплана были получены сразу от нескольких министерств и ведомств, в том числе от министерства ЖКХ и экономики; министерства культуры; министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства; министерства науки и инновационной политики; департамента имущества и земельных отношений; государственной инспекции по охране объектов культурного наследия. Тогда была создана согласительная комиссия мэрии, которая занялась устранением высказанных замечаний. В эту работу включились и специалисты министерства строительства Новосибирской области.

Леса – на кадастровую основу

Возникшие противоречия удалось благополучно разрешить. По словам известного новосибирского архитектора, доцента кафедры архитектуры НГУАДИ Игоря Поповского, в частности, при актуализации генплана была выработана схема приоритетов развития города, иначе говоря, было определено, какие площадки будут развивать в первую очередь. Скажем, Ключ-Камышенское плато в приоритеты не попадает.

— А вот территория аэропорта «Северный» — наоборот. Но этот вопрос необходимо было согласовать с Росгвардией. Теперь, насколько мне известно, договоренность достигнута, разногласия устранены, — отмечает Игорь Поповский.

Еще один спорный момент — кадастровое оформление земли на конкретных территориях. Особенно это касается территорий, занимаемых городскими лесами. Кстати, именно по поводу лесов было высказано наибольшее количество претензий со стороны горожан на публичных слушаниях по актуализированному генплану.

— Надеюсь, что у нас наконец-то завершится длительный переходный период, когда наши профессиональные градостроители, по сути, не умели работать с землей, не знали, как правильно оформлять права на нее, со всеми вытекающими последствиями. Вопрос с лесами вообще очень болезненный, но заместитель мэра Новосибирска Анна Терешкова обещала до конца года все городские леса положить на кадастровую основу. Это очень важный момент, ведь, только имея кадастровую карту лесов, можно отчетливо понять, где можно что-то строить, а где нельзя, — подчеркивает Игорь Поповский. — Раньше в данном вопросе был полный беспорядок, и, откровенно говоря, многие этим пользовались. Конечно, это большая и кропотливая работа, которая к тому же стоит немалых денег, но делать ее надо, иначе вопрос зеленых насаждений никак не решить. Достаточно вспомнить хотя бы ситуацию в Академгородке, где часть лесов принадлежит вовсе не городу. Да и вообще, многие объекты занесены в кадастр с нарушениями. Но теперь, я думаю, у города будет мотивация привести все в порядок. Конечно, последнее слово за горсоветом – депутаты будут решать, запускать этот процесс в работу или несколько отложить.

КОММЕНТАРИИ
Александр АВСЕЙКОВ, заместитель министра строительства Новосибирской области, главный архитектор Новосибирской области:
— После проведенных в феврале 2020 года публичных слушаний обновленная версия генплана была представлена для рассмотрения и согласования в правительство Новосибирской области и федеральные органы государственной власти. В ходе анализа новой версии генплана от ряда региональных министерств были получены замечания. Для их устранения 27 июля 2020 года мэрией Новосибирска была создана согласительная комиссия. К выработке решений по снятию претензий к актуализированному градообразующему документу Новосибирска подключились и специалисты министерства строительства Новосибирской области. В актуализированной версии документа устранены все замечания, выявленные областными органами власти при его подготовке. Основная часть замечаний была связана со взаимодействием с федеральными органами по размещению объектов федерального назначения. Благодаря слаженной деятельности всех структур, вошедших в состав согласительной комиссии по подготовке генплана города, их удалось устранить. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников утвердил результат этой работы и подписал сводное положительное заключение. Следующим этапом станет утверждение актуализированной версии генплана Новосибирска на сессии городского совета депутатов.

Игорь ПОПОВСКИЙ, доцент кафедры архитектуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств:
— Работа по актуализации генплана Новосибирска заключалась, скорее, в решении технических вопросов. Огромный документ, который существовал в бумажном виде, надо было положить на цифровую основу – понятно, что в 2007 году, когда его утверждали, подобных технологий попросту не существовало. Актуализированный генеральный план застройки города теперь станет основой для работы с проектами планировок. Иными словами, теперь все проекты планировок будут опираться на генплан, а не наоборот. Это весьма важный момент: теперь, если кто-то захочет изменить зонирование городской территории, скажем, что-то построить на территории рекреационной зоны, придется вносить изменения в генплан. А это не так легко сделать. Другой момент: по сравнению с 2007 годом приобрела более реальные очертания схема транспортного каркаса города. Например, сегодня уже понятно, что столько станций метро, как заложено в первоначальном варианте генплана, у нас не будет. И 49 современных транспортных развязок, равно как и многие километры магистральных городских улиц без регулируемых перекрестков, на территории мегаполиса появятся вряд ли. Тем не менее это не значит, что они выпадают из стратегии развития Новосибирска: территории в створе этих улиц будут зарезервированы, и, возможно, использованы по назначению после 2030 года.

КомментарииАлександр АВСЕЙКОВ, заместитель министра строительства Новосибирской области, главный архитектор Новосибирской области:— После проведенных в феврале 2020 года публичных слушаний обновленная версия генплана была представлена для рассмотрения и согласования в правительство Новосибирской области и федеральные органы государственной власти. В ходе анализа новой версии генплана от ряда региональных министерств были получены замечания. Для их устранения 27 июля 2020 года мэрией Новосибирска была создана согласительная комиссия. К выработке решений по снятию претензий к актуализированному градообразующему документу Новосибирска подключились и специалисты министерства строительства Новосибирской области. В актуализированной версии документа устранены все замечания, выявленные областными органами власти при его подготовке. Основная часть замечаний была связана со взаимодействием с федеральными органами по размещению объектов федерального назначения. Благодаря слаженной деятельности всех структур, вошедших в состав согласительной комиссии по подготовке генплана города, их удалось устранить. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников утвердил результат этой работы и подписал сводное положительное заключение. Следующим этапом станет утверждение актуализированной версии генплана Новосибирска на сессии городского совета депутатов.
Игорь ПОПОВСКИЙ, доцент кафедры архитектуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств:— Работа по актуализации генплана Новосибирска заключалась, скорее, в решении технических вопросов. Огромный документ, который существовал в бумажном виде, надо было положить на цифровую основу – понятно, что в 2007 году, когда его утверждали, подобных технологий попросту не существовало. Актуализированный генеральный план застройки города теперь станет основой для работы с проектами планировок. Иными словами, теперь все проекты планировок будут опираться на генплан, а не наоборот. Это весьма важный момент: теперь, если кто-то захочет изменить зонирование городской территории, скажем, что-то построить на территории рекреационной зоны, придется вносить изменения в генплан. А это не так легко сделать. Другой момент: по сравнению с 2007 годом приобрела более реальные очертания схема транспортного каркаса города. Например, сегодня уже понятно, что столько станций метро, как заложено в первоначальном варианте генплана, у нас не будет. И 49 современных транспортных развязок, равно как и многие километры магистральных городских улиц без регулируемых перекрестков, на территории мегаполиса появятся вряд ли. Тем не менее это не значит, что они выпадают из стратегии развития Новосибирска: территории в створе этих улиц будут зарезервированы, и, возможно, использованы по назначению после 2030 года.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Самарцы должны заявить о доходах за время чемпионата мира В Самарской области отчим изнасиловал свою 6-летнюю падчерицу Костромичам 18 марта обещают всплеск агрессивности и головные боли В Самаре осудят уроженца Оренбургской области, который приобрел 100 г наркотика для «закладок» На Заводском шоссе в Самаре трамвай врезался в КАМАЗ

Последние новости