В областном парламенте обсуждается проект закона об областном бюджете на 2021 год
Социальные расходы — неприкосновенны, дорожный фонд сохранен, а вот цифровизацией отчасти придется поступиться. Как с учетом снижения поступлений распределить региональную копилку так, чтобы охватить все самое насущное?
На прошлой неделе депутаты обсудили проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», представленный главой минфина региона. Законопроект уже прошел рассмотрение во всех комитетах парламента и станет предметом главных прений на предстоящей сессии Законодательного собрания.
Снижение экономической активности
Заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко первым выступил на заседании строительного комитета и напомнил, что проект бюджета формировался в этом году сложнее.
— Ожидаемая оценка показателей социально-экономического развития текущего года понизилась относительно того показателя, который был положен в основу бюджета 2020–2022 годов, — отметил министр. — И это, конечно, обусловлено спадом экономической активности в нашем регионе, что привело к снижению доходов в бюджеты всех уровней.
Зампред правительства рассказал об основных принципах верстки облбюджета. Это прежде всего выполнение указов Президента РФ, а также соглашений с федеральными органами власти о софинансировании — чтобы не потерять ни одного трансфертного рубля, необходимого для реализации национальных проектов, строительства и ввода крупных объектов в регионе.
По словам Виталия Голубенко, прогнозируется, что в следующем году доходы бюджета составят 171,5 миллиарда рублей, расходы — 180,6 миллиарда.
— Дефицит — 9,18 миллиарда рублей, причем исключительно заемный, — уточнил он.
Средства на поддержку
Однако, даже если вложения в развитие придется сократить, социальные обязательства остаются в приоритете: 86 процентов расходов связаны с достижением контрольных показателей заработной платы отдельных категорий бюджетников, которые регулируются специальными указами Президента РФ, а также с плановым ростом минимального размера оплаты труда.
— Расходные полномочия по социальной поддержке составляют почти 22 миллиарда рублей, — сообщил Виталий Голубенко. — Основная часть средств пойдет на поддержку семей с детьми и граждан старшего поколения, пособия безработным гражданам, трансферты на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающиеся федеральным льготникам. Понимая, что нужно закладывать потенциал роста налоговой отдачи, мы защитили ассигнования на поддержку инвесторов, промышленности, предпринимательства, инновационной деятельности — суммарно 742 миллиона рублей. Расходы дорожного фонда запланированы исходя из бюджетных правил. Предусматриваются ресурсы на строительство дорожной инфраструктуры возле ледовой арены, строительство моста через Обь на условиях концессии. Транспортное обслуживание населения финансируется с учетом темпа инфляции, в том числе с целью поддержки предприятий пассажирского транспорта.
Депутат Александр Барсуков поднял вопрос об устранении цифрового неравенства. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Невежин ответил, что в селах с числом жителей более 250 человек уже есть магистральная оптико-волоконная связь и что проблемы с сотовой связью тоже решаются. Интернет отсутствует только у некоторых отдельных жителей, но это дело поправимое, считает Вячеслав Невежин.
В этой связи депутат Елена Тырина поинтересовалась, не будут ли сокращены эксплуатационные расходы в сфере цифровизации. По словам Вячеслава Невежина, решено, что региональные проекты в составе госпрограмм сохранятся.
— Все же предлагаю включить в решение комитета рекомендацию министерству цифрового развития и связи в условиях сокращения финансирования предусмотреть план мероприятий, который обеспечит бесперебойную работу технических систем, чтобы выполнить наказы избирателей, — сказала Елена Тырина.
Ряд предложений участников заседания касались обновления транспортного парка. Депутат Сергей Титков обратил внимание собравшихся на то, что заложено меньше средств на компенсацию части расходов предпринимателям, доставляющим товары первой необходимости в отдаленные села (программа «11-й километр»).
— Нам удалось довести размер общей суммы компенсации до 21 миллиона рублей. В проекте бюджета на эти цели только 7 миллионов. На первое полугодие хватит, а затем надо увеличить эту сумму, чтобы в полном объеме закрыть потребности торговли в сельской местности, — сказал Сергей Титков.
Больше оптимизма
Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Майис Мамедов уверен, что даже в сложной экономической ситуации необходимо иметь бюджет развития. Он призвал быть более оптимистически настроенными.
— Нельзя сказать, что бюджет критичный. Мы дорожный фонд сохранили практически в полном объеме. Небольшие потери финансирования в сфере промышленности, в сфере информационных технологий — порядка 447 миллионов. Мы планируем во втором полугодии следующего года вернуться к этому вопросу. В ближайшее время комитет рассмотрит вопрос оптимизации бюджета. Вообще, эта ситуация, которая происходит во всей России, и в Новосибирской области в том числе, позволит нам посмотреть на все с другой стороны. Мы хотим привлечь сильных специалистов по всем направлениям и с ними обсудить, где можно сократить бюджет для того, чтобы хватило на все. В целом в бюджете ничего страшного не вижу.
По словам Майиса Мамедова, социальный блок трогать не стоит, это даже не обсуждается. А вот бюджету развития нужно уделить особое внимание.
— При обсуждении бюджета я обратил внимание министра финансов на то, что мы ни в коем случае не должны породить недострой. Мы не должны начинать в этой ситуации новые объекты, надо завершать те, что есть. Метро однозначно тоже будет. И более того, я буду настаивать на развитии метро в Новосибирске. Одна станция стоит примерно 4,5–5 миллиардов, эти деньги можно найти. Можно находить по миллиарду в год для этих целей. Если не будет метро, не будет развития города. Не будет инвестиций. А ведь все это в итоге связано друг с другом, — сказал председатель комитета. — Без станции метро «Спортивная» мы просто не сдадим ЛДС. Над развязками надо подумать. Нам нужно избавить город от пробок, для мегаполиса это будет большая победа. Я считаю, и мои коллеги согласны со мной, даже в сложной ситуации надо заниматься развитием Новосибирской области.