В регионе запустили модернизированную навигационно-информационную систему для транспорта
Теперь ни один водитель муниципального транспорта не сможет съехать с маршрута или отправиться в рабочее время за хот-догами на другой конец города. И вообще, в кабину к «шефу» скоро зайдет искусственный интеллект. Не забалуешь.
Все передвижения автобуса, привязанного к муниципальной сети, можно отследить с помощью интерактивной карты на экране компьютера. Министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Вячеслав Невежин и представитель перевозчика — пользователя региональной навигационно-информационной системы Новосибирской области (РНИС НСО) наглядно представили ее функционал и сферы применения, а также работу оператора в диспетчерской.
— На протяжении 2019–2020 годов по заказу регионального минтранса велась серьезная работа по модернизации навигационно-информационной системы, — напомнил Анатолий Дюбанов. — Эта система отслеживает перемещение пассажирского транспорта. Кроме этого, подключен мониторинг школьных автобусов, машин скорой помощи, а до конца года мы планируем подключать транспорт, который перевозит опасные грузы, и дорожную технику. Сейчас мы приблизились к этой задаче — чтобы дорожная техника была вся видна в этой единой системе и контролировалась во время уборочных и дорожных работ.
Вячеслав Невежин заверил, что в связи с появлением новой системы цена проезда в общественном транспорте не вырастет. Фото Алексея ТАНЮШИНА
По словам министра, помимо отображения машин на интерактивной карте, РНИС анализирует поступающую о них информацию.
— Новый функционал, который теперь у нас появился, позволяет смотреть, на каких участках водители превысили скорость, где и что они нарушили, где сошли с маршрута. А также своевременно ли внесен в информационную систему автобус, который выходит на линию для обслуживания наших граждан. Блок аналитики, связанный с поведением водителя на дороге, будет развиваться. Технологии искусственного интеллекта будут обязательно применяться в этой системе, — рассказал Анатолий Дюбанов.
В зоне доступа
Кто имеет доступ к РНИС? Во-первых, само региональное министерство транспорта, а также органы управления образованием — они теперь видят все школьные автобусы. Кроме того, эта информация выводится на мониторы дежурных диспетчерских служб, которые круглосуточно дежурят и в случае чего принимают меры. И конечно, станции скорой помощи теперь тоже отслеживают свой транспорт онлайн.
— Новосибирская область одной из первых подключилась к приложению «Яндекс.Карты», где отображается ориентировочное время прибытия транспорта на остановку. До конца года мы планируем внести изменения в 2ГИС, чтобы там эта информация тоже была доступна, — сообщил министр цифрового развития и связи региона.
Кроме того, по словам Анатолия Дюбанова, в ближайшее время будет запущен портал региональной навигационно-информационной системы Новосибирской области с более подробной информацией: сами перевозчики смогут вносить туда сведения о маршрутах, их изменениях, о прибытии транспорта на остановки, а также о вещах, забытых пассажирами в салоне.
— Только экономия за счет того, что мы контролируем обоснованность субсидии на регулируемых маршрутах — водители отъезжают в сторону, а потом заявляют, что им нужна компенсация за этот километраж, — уже окупила стоимость этой системы, — подчеркнул Анатолий Дюбанов.
А как оценивают нововведение транспортники?
По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслава Невежина, применение РНИС дает целый ряд возможностей.
— Во-первых, мы видим реальное исполнение перевозчиками маршрутов в муниципальных образованиях региона, — отметил он. — Не секрет, что некоторые водители не доезжают до пункта назначения. Причины могут быть разные — дорожные условия, отсутствие пассажиров или просто нежелание работать. А когда мы видим онлайн, как исполняется рейс, причем не по письменным отчетам, а в электронном формате, мы уже принимаем решения, нужно ли субсидировать эти рейсы или нет. Те «недоезды», которые раньше мы просто не видели, сейчас все под контролем. Надеюсь, это отразится и на количестве жалоб пассажиров — их станет меньше.
Кроме того, наконец появился инструмент, который поможет заставить некоторых недобросовестных перевозчиков начать-таки соблюдать расписание.
— У нас было много жалоб по поводу несоблюдения расписания. Нормальное выполнение рейсов — это 95 процентов. У всех перевозчиков есть резервные автобусы. И понятно, что, если автобус сходит с линии, перевозчику нужно некоторое время, чтобы он встал на рейс. Но тем не менее мы считаем, что 95 процентов — это допустимый уровень комфорта обслуживания пассажиров. К сожалению, есть перевозчики, которые снизили этот показатель до 50–60 процентов. Система позволяет нам все видеть, анализировать. И мы, эксплуатируя эту систему с 1 января текущего года, по результатам работы за каждый месяц каждому перевозчику, который не соблюдает должным образом расписание, вручаем уведомление. После второго такого уведомления, если нарушения продолжаются, мы можем в одностороннем либо в судебном порядке расторгнуть с ним договор, — сообщил замминистра.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ЛУЗГИН, оператор диспетчерской службы:
— Работа диспетчера заключается в том, чтобы на следующий день выставить номер машины, фамилии водителя и кондуктора, которые выйдут в рейс. Мы постоянно проверяем, какие машины едут, какие стоят. Чтобы выяснить причину простоя, я звоню водителю и узнаю у него. Если есть резервная машина, мы отправляем ее на маршрут. То есть люди, которые стоят на остановках, будут видеть в «Яндекс. Картах», что машина все-таки едет.
ФАКТЫ
В 2021 году министерство цифрового развития и связи Новосибирской области по заказу министерства транспорта и дорожного хозяйства региона провело комплексную модернизацию РНИС НСО. Система позволяет осуществлять оперативный контроль, мониторинг транспортных средств различного назначения с использованием ГЛОНАСС-технологий. Она включает в себя функциональные подсистемы, позволяющие осуществлять контроль и диспетчеризацию различного транспорта — общественного, санитарного, школьных автобусов, машин скорой помощи и других.