Готовы ли мы к дистанционному обучению?
«Удаленным образованием» пользователи Интернета в шутку называют опыты дистанционного обучения в нашем регионе.
Каким оно будет в самом ближайшем будущем, как закончится нынешний учебный год и какие выводы из этих опытов сделали в министерстве образования Новосибирской области — в материале «Советской Сибири».
Дело техники
Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук рассказал о реализации программы дистанционного обучения в регионе. Он отвечал на вопросы в режиме онлайн на странице правительства области в социальной сети «ВКонтакте». И даже сама эта трансляция, с непрофессионально настроенным звуком и съемкой на мобильный телефон, показала, что проблем много. И в первую очередь технических.
О проблемах перешедших на дистанционное обучение школ глава регионального минобразования рассказал в видеообращении, опубликованном на сайте министерства. Он отметил, что есть проблемы, и сообщил о срочных мерах, которые принимаются для их решения.
По словам Сергея Федорчука, проблемы делятся на технические и методические. С одной стороны, не работают перегруженные платформы, с другой — много вопросов, связанных с организацией процесса. Глава министерства образования прекрасно понимает, что все это необходимо решать в самые кратчайшие сроки. Для этого даже создан штаб, который срочно готовит технические условия по организации работы в новом формате. В частности, продумывается возможность создания обратной связи для родителей и учителей в режиме одного окна. Есть надежда, что к концу апреля режим дистанционного обучения будет снят. Но пока у родителей много вопросов.
Вопросы и ответы
В ходе прямой линии с участием Сергея Федорчука прозвучало, что коррекционные и малокомплектные школы могут открываться там, где разрешено очное обучение в соответствии с эпидемиологической ситуацией, и сегодня уже 550 школ региона работают, в них снова сели за парты около 42 тысяч школьников.
Если родители пишут отказ от дистанционного обучения, должен ли директор школы перевести ребенка на домашнее? По словам министра образования, если речь идет о территориях, где действуют карантинные мероприятия, то обучение можно осуществлять только в дистанционном режиме. Если же ограничений нет, то да, можно ввести домашнее обучение в тех муниципалитетах, где очное обучение разрешено.
Кстати, слухи, что из расписания уберут музыку, физкультуру и ИЗО, подтвердились.
— Да, такое рекомендательное письмо мы написали, — ответил министр. — Постепенно из расписания эти предметы будут уходить, по мере того как школы будут аттестовывать детей по этим направлениям. Но школы могут по желанию родителей не убирать эти предметы.
Спрашивали министра и о том, как быть детям, которые в прошлом году не сдали ОГЭ по выбранным предметам. Оказалось, что этот вопрос прорабатывается.
Что касается оплаты общежитий студентами вузов, которые учатся сейчас дистанционно из дома, министр распорядился сделать перерасчет. И большинство вузов это распоряжение исполняют.
Доживем до мая
Пока же, как сообщил журналистам губернатор Новосибирской области Андрей Травников, в крупных населенных пунктах Новосибирской области учиться дистанционно продолжат до конца апреля. Глава региона подтвердил, что эпидемия коронавируса скажется и на организации летнего отдыха детей. Смогут ли работать загородные оздоровительные лагеря, зависит от эпидемиологической ситуации. Однако первой смены не будет совершенно точно. Решение о сроках окончания учебного года школы должны принимать самостоятельно.
«Решение о формах организации образовательного процесса по реализации основных образовательных программ общего образования, сроках окончания учебного года образовательная организация принимает самостоятельно по согласованию с учредителем и министерством образования Новосибирской области», — говорится в письме министерства образования региона, направленном руководителям органов управления образованием муниципальных районов (городских округов).
Сельские же школы вернулись к привычному режиму 13 апреля. Честно попытавшись сперва учить и учиться дистанционно, сельские педагоги и школьники первыми поняли, что это не для них. Хотя бы потому, что далеко не у всех сельчан есть Интернет.
По словам депутата Законодательного собрания Евгения Гутова, в школе № 3 города Барабинска, директором которой он является, занятия организованы с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований.
— При отсутствии опасности инфицирования образовательным учреждениям лучше вернуться к обычному, более эффективному режиму работы, — считает Евгений Гутов. — Период дистанционного обучения, на котором до сих пор находились все школы, буквально заставил педагогические коллективы осваивать новые программы.
В процессе оказалось, что далеко не все дети имеют дома ноутбуки и планшеты. А главное — «дистанционкой» учителя все же не заменишь. Ни одна из рекомендованных образовательных платформ не обеспечивает индивидуального подхода к обучению.
— Десятого апреля состоялось заседание штаба министерства образования области, где обсудили деятельность системы образования в условиях ограничительных мер, — рассказал Евгений Гутов, который принял участие в работе штаба в дистанционном формате. — Большинство школ региона отработали в таком режиме неделю. Многое удалось реализовать, но и много вопросов возникло у детей, родителей и самих учителей. Такой штаб будет собираться по пятницам до отмены ограничительных мер. Цель — снять напряжение в системе образования, возникшее с переходом на обучение с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий. Для педагогов крайне важны рекомендации министерства образования области, которые касаются организации учебного процесса и особенностей образовательных методик, ориентированных на различные категории учащихся.
Не перегружать и не пересиживать
Что же рекомендует министерство? То, что подсказывает опыт педагогов и требования СанПиН.
Например, общее время непрерывной работы за компьютером в 1–2-м классах не должно превышать 20 минут, в 4-м — 25 минут, в 5–6-м — 30 минут, в 7–11-м — 35 минут. Время урока сокращается до 30 минут, приоритет отдается новому учебному материалу.
Объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение в 2–3-м классах не превышали 1,5 часа, в 4–5-м — 2 часа, в 6–8-м — 2,5 часа, в 9–11-м — 3,5 часа. Причем без разделения на классную и домашнюю работу.
Директорам школ рекомендовано скорректировать программу 1–8-х классов — оценить, что из неизученного материала необходимо освоить в текущем учебном году, а что можно перенести на следующий. А также рассмотреть возможность завершить учебный год с изменением календарного учебного графика.
Для учащихся начальной школы программа должна предусматривать минимизацию обращения к электронным образовательным сервисам и платформам, работающим в онлайн-режиме. Учебный процесс должен обеспечивать ребенку возможность освоить материал в удобное для него время и в удобном темпе. Программу обучения школьникам с ОВЗ рекомендовано строить более гибко, вплоть до исключения новых тем по учебным предметам «русский язык», «математика» «окружающий мир» и перенесения их на 2020–2021 учебный год.
КСТАТИ
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о порядке проведения ЕГЭ и ОГЭ в этом году.
— ЕГЭ в 2020 году пройдет в очной форме по единому для всей страны расписанию. Порядок проведения экзаменов не меняется — будут сохранены меры, которые обеспечивают объективность результатов и равенство возможностей для всех участников экзаменов при поступлении в вузы. На экзаменационных пунктах будут приняты меры дезинфекции, обеспечено соблюдение социальной дистанции, — сообщил министр.
Сроки проведения ЕГЭ в этом году перенесены — планируется, что экзамены начнутся 8 июня. Проект нового расписания размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В случае необходимости, в зависимости от эпидемиологической ситуации, сроки могут быть изменены.
Основной государственный экзамен (ОГЭ) для выпускников 9-х классов будет проходить только по двум обязательным предметам — русскому языку и математике, то есть сдавать предметы по выбору в этом году не нужно. Каждый регион проведет аттестацию в собственные сроки в период с 8 июня по 31 июля. По словам министра, регионам также дается право установить минимальную границу итоговой аттестации в 9-х классах в зависимости от результатов, которые покажут школьники: она может быть ниже рекомендуемой на федеральном уровне.
ФАКТЫ
Согласно приказу министра образования региона, школы на территории городских округов, Новосибирского района Новосибирской области, поселений с числом жителей более 23 тысяч человек продолжили работу с использованием дистанционных образовательных технологий. На «дистанционке» остались города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, Барабинск, Куйбышев, Карасук, Татарск, поселки городского типа Кольцово и Краснообск и другие поселения, входящие в Новосибирскую агломерацию.
О режиме работы подведомственных образовательных организаций городов и сельских поселений, имеющих статус административных центров муниципальных районов, решения принимают главы районов. Это касается городов Болотное, Каргат, Купино, Тогучин, Черепаново, Чулым; рабочих поселков Горный (Тогучинский район), Дорогино и Посевная (Черепановский район), Мошково и Станционно-Ояшинский (Мошковский район), Краснозерское, Маслянино, Сузун, Чаны, Чистоозерное; Баганского, Венгеровского, Доволенского, Здвинского, Кочковского, Кыштовского, Северного, Убинского, Усть-Таркского сельсоветов. Здесь образовательные учреждения могут вернуться к работе в штатном режиме, но с обязательным соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований для профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).