Новосибирский лесной десант способен на невероятные, на взгляд обычного человека, поступки
Тушить пожары — работа сложная и опасная. Но одно дело — заниматься этим в городе, и совсем другое — в глухой тайге, в полностью автономном режиме, полагаясь исключительно на себя, свои навыки, умения и чутье. О том, как работают огнеборцы-десантники, читателям «Советской Сибири» рассказывают сотрудники Новосибирской
базы авиационной охраны лесов.
На прошлой неделе представители новосибирских средств массовой информации смогли увидеть, как «воздушные пожарные» отрабатывают необходимые навыки, — журналисты побывали на воздушной тренировке парашютно-десантной пожарной службы Новосибирской базы авиационной охраны лесов.
Пресс-тур был организован региональным министерством природных ресурсов и экологии, структурным подразделением которого является авиабаза. Она осуществляет круглосуточный воздушный мониторинг и тушение пожаров на землях лесного фонда региона, а также охрану и восстановление лесов.
Пожар в автономном режиме
Свою историю авиабаза ведет с далекого 1949 года. Несмотря на тяжелейшие годы послевоенной разрухи, руководство страны понимало, насколько важно беречь леса — ценнейший природный ресурс. В то время в зону обслуживания авиабазы входила обширная территория: Новосибирская, Томская, Кемеровская, Омская области, Красноярский и Алтайский края, Тувинская АССР и Казахская ССР. Раньше воздушной охраной лесов занимались централизованно, главная база находилась в подмосковном Пушкино. С 2006 года службы воздушной охраны лесов от пожаров передали в подчинение субъектам Федерации.
Россия — огромная страна, но даже жители Сибири, особенно горожане, порой не вполне отчетливо представляют себе, насколько она необъятна. Тайга простирается на тысячи и десятки тысяч километров, можно месяц идти в любую сторону и не встретить ни малейших признаков человеческой деятельности. Там нет ни жилья, ни дорог, ни машин, ни электричества — вообще никаких примет цивилизации. Связи тоже нет, ну разве что через спутник. Именно в таких условиях и приходится работать десантникам-пожарным.
Воздушные тренировки
Сергей Назаров был принят на авиабазу в 1976 году. В родном Северном районе трудился «воздушным пожарным» и во времена застоя, и в перестройку, и в «лихие девяностые», и в «тучные нулевые». И продолжает работать до сих пор, несмотря на свои 68 лет.
— В советские времена воздушная охрана лесов от пожаров была централизованной, поэтому мы постоянно ездили в командировки по всему Союзу, — вспоминает Сергей
Афанасьевич. — Где есть нужда — туда нас и посылают, больше, конечно, по Сибири и Дальнему Востоку. И в Якутии доводилось бывать, и в Приморье, и в разных других
местах.
Как рассказал Сергей Назаров, раньше в структуре авиабазы было две службы — парашютная и десантная. Первая считалась универсальной: пожарные могли высадиться в очаг возгорания как при помощи парашютов с самолета, так и при помощи специальных устройств с вертолета. Десантная служба забрасывала только с вертолетов.
Сейчас пожарные тщательно отрабатывают спуск на специальных устройствах. Чтобы огнеборцы могли быстро и без травм десантироваться и приступить к решению поставленной задачи, процесс спуска должен быть отработан до автоматизма. Шлифуют это умение на специальных воздушных тренировках. На них десантники-пожарные спускаются со специальным спусковым устройством с вышки и с вертолета Ми-8. Кроме того, на тренировках отрабатывается взаимодействие между членами десантной группы в чрезвычайных ситуациях.
Наравне с десантниками упражняется и летчик-наблюдатель — основная работа по обнаружению очагов возгорания в лесах лежит на нем. Пожарные, подчеркивает Сергей Назаров, всегда должны быть в форме: если члены группы не десантировались на пожар в течение месяца, они обязательно устраивают воздушную тренировку.
«У инструктора должна быть чуйка»
Как же тушат лесные пожары? Начинается все с воздушной разведки, когда пылающий участок облетают на вертолете или самолете. Но, как утверждает Сергей Назаров, без обычной, пешей, разведки все равно не обойтись. С воздуха все выглядит красиво, но на земле, как правило, все не так. Нужно учесть множество факторов: куда идет пожар, с какой стороны дует ветер, где есть естественные препятствия для огня, например река или дорога. С учетом всего этого выбирается место для лагеря, или, как говорят пожарные, табора. Причем таким образом, чтобы были пути отхода.
— У инструктора должна быть чуйка, — подчеркивает Сергей Афанасьевич. — Двух одинаковых пожаров не бывает, каждый раз все по-разному. Предугадать, как поведет себя огонь, помогают интуиция и опыт. Хотя, конечно, случалось всякое. Бывало, что наши вещи — палатки, спальники, продукты на таборе — сгорали. Бывало, что и самим приходилось бегством спасаться. А то еще был случай. Работали мы в Приморье, в тайге близ Советской Гавани. Так мы тогда пятнадцать дней в лесу сидели, потому что был туман и вертолет не мог за нами прилететь. Продукты кончились, питались грибами и ягодами. Есть еще и другая опасность — можно нарваться на дикого зверя. Тигр умный, он уходит от пожара, а медведь ничего не боится — бывает, по самой кромке шастает. Особенно опасно, если медведица с медвежатами. Она нападает сразу, не раздумывая. Поэтому в группе всегда есть оружие или ракетница, чтобы отпугнуть зверя. Кстати, в последние годы и у нас в Новосибирской области медведей расплодилось полно.
Много лет Сергей Назаров был старшим инструктором парашютно-десантной службы, то есть, по сути дела, командиром «воздушных пожарных». Теперь этот пост занимает Евгений Богатырев. Сергей Афанасьевич сам пригласил его на работу, научил всему, что умеет, да и сейчас продолжает опекать и наставлять. В прошлом году Евгений со своей группой был в командировке в Красноярском крае. Многим сибирякам памятны страшные лесные пожары, которые тогда полыхали в тайге.
Самый сложный пожар
— Это был самый большой и сложный мой пожар — площадь 27 тысяч гектаров. Красноярцы тогда запросили нашей помощи, нас поехало двенадцать человек, — вспоминает Евгений. — Ехали до Красноярска на автобусе, так как с собой у нас всегда очень много вещей. Пожар был в 180 километрах от села Богучаны. Забрасывали нас на вертолете. Спустились, выбрали площадку для вертолета, чтобы он нас потом мог забрать, вычистили ее, вырубили деревья и кустарники. Определились с местом табора, обустроили его. Одного человека всегда там оставляю, чтобы он еду готовил и мог спасти хотя бы часть вещей, если огонь близко подойдет.
Как уже было сказано, тушению всегда предшествует разведка. По словам Евгения Богатырева, лучшее время для нее — с четырех до шести часов утра. В предрассветные часы температура падает, влажность повышается, и огонь приутихает. А в полдень летчик-наблюдатель совершает облет территории и рассказывает пожарному
десанту, где пламя нужно потушить, где, наоборот, отпустить, а где, возможно, имеет смысл пустить встречный пал.
Внутри пожарища пламя не тушат — что сгорело, то сгорело. Пожарные работают по кромке, чтобы не дать огню распространиться дальше. Сбрасывают воду с самолетов
и вертолетов. Это тонкая, можно сказать, ювелирная работа. Но полностью справиться с пожаром с воздуха невозможно. И тогда в дело вступают десантники. Они заливают огонь водой из специальных заплечных ранцев. В каждый такой ранец входит двадцать литров воды, которую, кстати, еще надо найти. Как рассказал Евгений Богатырев, приходится черпать из луж, из болот, ведь реки и ручьи есть далеко не везде. А после этого необходимо прокопать защитную полосу, чтобы огонь не пошел дальше. Тяжелой техники в тайге нет, копать приходится рука ми, перерубая корни. Километр, полтора, два, а то и больше. Столько, сколько надо.
— Тогда мы проработали в богучанской тайге десять дней. Непросто было, что уж там говорить. И палатки пришлось переносить, когда огонь подошел близко. Хорошо, ручей рядом был, — рассказывает Евгений Богатырев. — В нынешнем году мы тоже ездили в командировку в Красноярский край. На этот раз работали на границе с
Эвенкией, 260 километров до ближайшего жилья. Там тайга непролазная. Последние 15 километров ехали на танке. Я не шучу, на самом настоящем танке, только со снятым
вооружением, лесные арендаторы порой такие используют. Ехали пять часов. Ничего, все равно справились.
По словам Евгения Богатырева, пожары в лесостепной зоне тушить ничуть не легче. В прошлом году, например, группа выезжала в командировку в Каргатский
район. Вообще-то там работает подразделение Новосибирской авиабазы — Крещенская авиагруппа, которая базируется в одноименном селе. Но на этот раз они сами не смогли справиться и попросили помощи. Уж очень большой была площадь возгорания — 7 тысяч гектаров. Как рассказывает Евгений Богатырев, тогда он сутки провел на тракторе, надо было опахать пожар. Это, конечно, легче, чем руками копать, но все же. Дым режет глаза и не дает нормально дышать даже в респираторе. Температура такая высокая, что даже специальный костюм не спасает и лицо постоянно надо смачивать водой. А тут еще и туман, в котором запросто можно заблудиться. Но пожарный десант выполнил свою задачу, и огонь дальше не пошел.
КОММЕНТАРИИ
Евгений РЫЖКОВ, заместитель министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области:
— В текущем пожароопасном сезоне десантники-пожарные уже ликвидировали 35 лесных пожаров на общей площади 340,1 гектара. Обычно они выходят на борьбу с огнем в Северном, Кыштовском, Куйбышевском районах области, поскольку там есть болотистые местности, до которых трудно добраться по земле. Опасный сезон еще не закончен, поэтому специалистам авиапожарной службы нужно быть готовыми к оперативному вылету. Для более эффективной работы по обнаружению очагов возгорания и тушению лесных пожаров в регионе в 2020 году в рамках нацпроекта «Экология» приобретены новые тепловизоры, квадрокоптеры и другое оборудование. Всего в Новосибирской области по нацпроекту «Экология» закуплено 179 единиц лесопожарной техники и оборудования на 40,3 миллиона рублей.
Тамара ЗАВЬЯЛОВА, исполняющая обязанности начальника Новосибирской авиабазы:
— В рамках межрегионального маневрирования в 2019 и 2020 годах специалисты авиапожарной службы направлялись на территорию Красноярского края для тушения лесных пожаров. Сегодня в штате Новосибирской авиабазы 27 десантников, три инструктора и один старший инструктор, находящиеся в четырех авиаотделениях: Северном, Крещенском, Новосибирском, Нижнекаменском. Отработка точных спусков с вертолета на горящую поляну необходима для оперативности, а также безопасности самих десантников-пожарных: приземлиться нужно на участке диаметром всего 25 метров, что в условиях ветра непростая задача. Основное оружие десантников-пожарных — ранцевые огнетушители. Объем каждого — двадцать литров, но когда на месте работают десять человек, небольшую поляну можно потушить за двадцать минут.
Фотографии статьи