Код для мороженого

Код для мороженого

Производители готовятся маркировать молочку: как подводные камни нововведения отрабатываются на «пилотах» в регионах

На прошлой неделе начальник департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Марина Афонина собрала совещание в режиме ВКС.

Его участники обсудили, готовы ли предприятия к введению обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции. Оказалось, новосибирские производители на общероссийском фоне выглядят более подготовленными.

В одном из прошлых номеров «Советская Сибирь» уже рассказывала, почему вводится такая маркировка и что это даст потребителю. Мы уже не раз поднимали эту тему, с учетом того что отдельные виды товаров, например шубы, обувь, автомобильные шины или духи, маркируют уже довольно давно. Прошлой осенью началась маркировка лекарств, причем обстоятельства сложились так, что она совпала с пиком эпидемии коронавируса. Десятки тысяч людей тогда ринулись в аптеки, а они оказались практически пустыми. Как сделать так, чтобы мороженое и сыр не оказались в дефиците?

Совещание по видео-конференц-связи проходило с участием представителей регионального минсельхоза и лично зампреда правительства — министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгения Лещенко.

И сверху — 120 миллионов

Напомним, что обязательная маркировка молочной продукции вводится в три этапа. С 1 июня специальные коды на упаковку должны будут наносить производители мороженого и сыров, с 1 сентября это станет обязательным для молочной продукции со сроком годности более 40 дней. И наконец, с 1 декабря маркировке подлежат молочные продукты со сроком годности менее 40 дней. И только фермерам, выпускающим небольшие объемы, дают отсрочку до конца 2022 года.

В процессе подготовки к введению обязательной маркировки новосибирские производители молочной продукции столкнулись с огромным количеством проблем. Малую часть из них в ходе совещания перечислил директор фабрики ОАО «Новосибхолод» Юрий Пронин. Это предприятие вместе с «Гроспироном» принимало участие в эксперименте — тестировании нового режима работы.

— Например, мы столкнулись с тем, что сегодня отсутствуют автоматические способы нанесения этикеток на мороженое-конус. Мы производим 10 тысяч порций такого мороженого в час. Если клеить стикеры вручную, нужен отдельный цех, к тому же мороженое может растаять. Кроме того, непонятно, как поведут себя этикетки во время хранения — вдруг отклеятся? Насколько мне известно, подобных экспериментов никто не проводил, а ведь срок хранения нашей продукции два года, — рассказал Юрий Пронин. — Непонятно также, что делать с уже закупленной упаковкой, а у нас ее на 32 миллиона рублей. Перемоткой никто не занимается. Неясно, как наносить коды на темный фон. Надо менять дизайн? Опять же, чернила, которым наносят коды, могут попасть на продукт. Значит, нужны специальные пищевые чернила. Я таких не встречал. А если говорить в целом, то мы посчитали, что нам понадобится дополнительно 120 миллионов рублей на 2021 год на закупку оборудования и наем дополнительного персонала — 50 человек.

Льготные кредиты, а возможно, и господдержка

Марина Афонина отметила, что сегодня уже имеется постановление Правительства РФ и соответствующий приказ федерального Минсельхоза, согласно которым все оборудование для нанесения маркировки подлежит льготному кредитованию.

— Вся информация об этом размещена на сайте Министерства сельского хозяйства РФ. «Росагролизинг» тоже работает над этим вопросом, — сообщила Марина Афонина. — Помимо этого, сейчас рассматривается вопрос о государственной поддержке. Мы передали все наши предложения в Правительство РФ, и сейчас федеральный Минфин рассматривает возможность предоставления государственной помощи. Если нужны еще какие-то меры, то мы ждем ваших предложений. Кроме того, если регионы на своем уровне разработают и введут дополнительные меры поддержки, это будет безусловным плюсом.

Руководитель товарной группы «Молоко» оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) Алексей Сидоров заверил производителей, что в самый короткий срок всем, кому это необходимо, будут предоставлены контакты компаний, занимающихся перемоткой упаковки, а также поставщиков пищевых чернил.

С типографиями разберутся

Директор по производству компании «Гроспирон» Виталий Локосов сообщил, что из десяти производственных линий предприятия к нанесению маркировки на 85–90 процентов готова только одна.

— У нас большие вопросы к типографиям. В Новосибирской области ни одна из них не готова наносить QR-коды на упаковку — говорят, что ждут оборудования, специалистов, еще каких-то чудес, — рассказал Виталий Локосов. — Пришлось начать работать с компаниями из других регионов. Мы используем разные типы упаковки. Если говорить о ламинированной бумаге, то у одного поставщика какие-то пертурбации, материал второго нас категорически не устраивает. Полипропиленовую пленку готовы поставлять пять компаний, тут в принципе все нормально. Специальную фольгу поставляет одна компания, и есть опасения, что они не справятся с объемами. Сейчас мы начинаем тестировать принтеры для нанесения кодов на производственных линиях, а также наклеивание этикеток. Хочу сказать главное: в принципе система маркировки работает, но возникает масса технических трудностей, на преодоление которых у нас просто нет времени. Придется все отрабатывать в процессе.

О неготовности новосибирских типографий наносить коды на упаковку говорили практически все производители. Марина Афонина дала поручение министру сельского хозяйства Новосибирской области Евгению Лещенко представить список неготовых типографий.

— А также тех, кто повышает цены на маркированную упаковку, чтобы мы могли оперативно отработать с ними этот вопрос, — сказала руководитель департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ. — А производителям мороженого я бы порекомендовала обратиться в типографии других регионов.

Стараться будем, но успеем ли?

Начальник отдела производства ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» Елена Перецкая сообщила о готовности предприятия к введению маркировки.

— Мы производим мягкие сыры. Поскольку объемы у нас небольшие, этикетки с кодами будем клеить вручную, думаю, справимся, — сказала Елена Перецкая. — У нас другая проблема. Помимо сыров, мы производим молоко и другую продукцию — молоко, кефир, йогурт, сметану. Для нанесения маркировки на упаковку нужно соответствующее оборудование, специальные принтеры на производственных линиях, которых у нас 13. Все упирается в финансы. Мы готовы работать, но не знаем, где взять денег на оборудование.

Инженер-технолог компании «Купинское мороженое» Мария Агеева также отметила неготовность типографий к нанесению маркировки на упаковку.

— Практически все типографии, с которыми мы вели переговоры, нам отказали, одна готова попробовать, но результат не гарантирует, — рассказала она. — А клеить этикетки вручную мы не можем, слишком большие объемы производства. Теперь рассматриваем возможность нанесения кодов на линии. Мы, конечно, будем стараться, но дать стопроцентную гарантию, что успеем к сроку,
я не могу.

Подводя итог совещания, в котором приняли участие более сорока производителей молочной продукции из разных регионов России, Марина Афонина отметила достаточно высокую готовность новосибирских предприятий к введению обязательной маркировки, а также призвала компании обращаться напрямую в ЦРПТ, чтобы оперативно решать все возникающие вопросы.

КОММЕНТАРИЙ
Евгений ЛЕЩЕНКО, министр сельского хозяйства Новосибирской области:
— В Новосибирской области зарегистрировано 84 предприятия по переработке молока. 10 из них крупные, 24 — средние и 50 — мелкие, из которых 34 — это крестьянско-фермерские хозяйства. На 4 марта на официальном сайте системы маркировки «Честный знак» у нас зарегистрировано 26 молокоперерабатывающих предприятий. Как известно, проводился эксперимент по маркировке молочной продукции, в котором приняли участие два новосибирских предприятия. Это ведущие производители мороженого «Гроспирон» и «Новосибхолод». С 1 июня под обязательную маркировку подпадают четыре производителя мороженого и 14 производителей сыра. Под второй этап подпадают 11 новосибирских предприятий, под третий — 21 производитель молока и молочной продукции. Мы постоянно ведем мониторинг готовности молокоперерабатывающих предприятий к введению обязательной маркировки. Конечно, на разных предприятиях ситуация существенно разнится. По первому этапу на сегодняшний день готовность составляет от 0 до 80 процентов. Иными словами, кто-то вообще не готов, а кто-то почти готов.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Жители Самары и Тольятти временно остнаутся без горячей воды В Самаре открываются сельскохозяйственные ярмарки В Тольятти иностранца осудили за сбыт поддельных купюр Интервью с победителем первого конкурса Президентских грантов Поздравляем с победой!

Последние новости