Технический прогресс несет человечеству неоценимую помощь в улучшении жизни. Взять автомобиль. Сейчас он доступен почти каждому, вытесняет все виды транспорта, и кажется, без него не обойтись. Но и вреда он приносит человечеству больше, чем все виды транспорта, вместе взятые. Надо признать.
В Новосибирской области эксплуатируют 1 миллион 160 тысяч транспортных средств, в том числе в областном центре — около полумиллиона. За прошлый год в ДТП в регионе погибли 274 человека, пострадали 2 555. Некоторые получили увечья на всю жизнь.
СМИ ежедневно передают сообщения об авариях на дорогах, перечисляют, сколько погибло, покалечено, но почти не говорят о профилактике. Полиция проводит рейды и задерживает пьяных водителей за рулем сотнями. Но одна полиция, без помощи населения, справиться с этой бедой не сможет. Это зависит и от культуры общества, уважительного отношения к законам, соблюдения правил дорожного движения.
К примеру, Япония в разы больше имеет автомобилей на дорогах. И в то же время в разы меньше автодорожных происшествий с человеческими жертвами. Я был во многих странах и могу сопоставить поведение водителей у нас и за рубежом. Можно объяснять разницей в качестве дорог, климате, но недооценивать поведение человека за рулем, его ответственность за свою жизнь и жизнь неповинных людей, то, какой он может причинить вред, невозможно.
Если наши водители опасаются, что их могут за нарушения наказать, то с пешеходами никто никакой работы не проводит. Утрачено уважительное отношение между пешеходом и водителем. Нужна общая кропотливая, ежедневная работа.
Вот интересный опыт в Томске: бабушки проявили инициативу оказывать помощь полиции в наведении порядка на дорогах. Нашим ветеранам тоже можно работать с молодежью в этом направлении, со школьных лет внушая детям, как вести себя на дороге, если ты пешеход или автолюбитель. Считаю это очень важной задачей для ветеранского сообщества, так как дети, молодежь пока имеют в кумирах так называемых мажоров, которые на дорогах ведут себя как акробаты, а потом выкладывают в Интернет отчеты о своих «подвигах».
И еще. Так ли необходимо в нашем городе, который располагает развитой транспортной сетью, каждому жителю иметь личное авто? Думаю, что нет. Бензин дорожает, ремонт, не дай бог авария... И когда прикинешь все это, то приходишь к мысли, что проще пользоваться общественным транспортом, а не машиной, тем более купленной в кредит, в ущерб семейному бюджету.
В снежную зиму невозможно проехать по дорогам. А как их прочистить, если улицы заставлены машинами? Во дворе ни припарковаться, ни пройти. Мы живем весь год в большом грязном гараже. Какое же поколение вырастет в такой экологически негодной обстановке? В той же Японии, прежде чем купить автомобиль, принеси документ о том, где ты будешь его хранить. Может, и нам такой порядок завести? Тогда и отношение к экологии будет другое. Двор — для жителей, а не для автотранспорта. Место для машины — гараж или общественные стоянки.
Проблем на дорогах много. Я, как водитель с правами от 1962 года, все время убеждаюсь, что с увеличением количества автомобилей на дорогах обстановка ухудшается. Необходимо улучшить качество подготовки водителей, ужесточить наказания для всех — и для водителей, и для пешеходов. И особенно для тех, кто управляет автомобилем в нетрезвом состоянии. За особо тяжкие преступления изымать машину в пользу государства по решению суда, как это делается в других цивилизованных странах. Одними уговорами дело поправить невозможно.