— Дмитрий, Максим Галкин – один из ваших самых известных клиентов. С ним сложно было работать?
— Для замка Максима и Аллы мы делали двух горгулий. На меня вышел не сам Максим, а мой коллега из Москвы. Заказ от Галкина поступил ему. Потом некоторую работу он перенаправил мне.
— А почему именно горгульи?
— История вышла довольно забавная. Мой московский коллега был в резиденции Галкина по строительным вопросам и увидел, что в нескольких местах на стенах то ли течь, то ли еще какие-то проблемы. Вот он и предложил: «Давайте ее закроем горгульями?» Максим согласился.
— Тяжело было делать заказ для такого звездного клиента?
— На самом деле нет. Важен не клиент и его статус, а сама работа. В данном случае она была для меня хорошим опытом. Было сделано много эскизов, я пробовал разные варианты. Когда делал горгулий, пришлось осознать, как сложено человеческое тело. И ознакомиться с шедеврами мировой скульптуры. В итоге получились анатомичные и выразительные фигуры.
— Я где-то читала, что Алла Борисовна испугалась, когда впервые увидела горгулий у замка.
— В замке очень помпезное крыльцо. По сторонам от двери стоят огромные драконы, которые как бы охраняют его. А горгульи – это тоже хранители. Так что вместе с драконами смотрятся гармонично. Хотя драконы — это уже литье, совсем другая техника.
— Долго делали заказ?
— Относительно быстро. Первую горгулью мы делали около месяца, вторую – 2,5 недели. Одна с поднятой рукой, а другая – будто бы скребет камень, на котором сидит.
— Больше заказов от Максима Галкина не поступало?
— Мне – нет, а человек, который нам подогнал этот заказ, кое-что делал, и в том числе по нашим эскизам – там сделан медный парапет в виде чешуи дракона. Макет разрабатывали мы.
— Дмитрий, а вы давно работаете с медью? Кто-то вас обучал?
— Самому изучить все невозможно. Это такое стечение обстоятельств, когда на пути попадаются разные люди со своим опытом, умениями и идеями. Сейчас у нас творческая мастерская «DOGONЫ», где уже я сам могу чему-то научить.
— Какие изделия вы делаете?
— Сейчас занимаемся «общестроем»: колпаками, флюгерами, карнизами. В данный момент делаем интересную медную крышу с эксклюзивными авторскими идеями от «DOGONов».
— И многие костромичи сейчас украшают свои дома такими изделиями?
— На так много, как хотелось бы. Это раньше люди думали и о внешнем, и о внутреннем убранстве дома. Сейчас у людей ограниченные возможности, поэтому они продумывают, в основном, только интерьер. Желание украсить свой дом снаружи приходит с опытом, с годами.
— Кроме флюгеров и карнизов, вы делаете очень необычные вещи для интерьера. Никогда не забуду ваших рыб!
— Их у нас покупают для частных коллекций. Но на самом деле мы их создаем не только для продажи, но и для себя. Такие работы находятся в нашей мастерской в специальном «углу» – я называю его музеем. Поэтому иногда я захожу туда и просто медитирую.
— А костромичи могут где-то увидеть ваши работы?
— Наша «Пиано-рыба» стоит в саду Дворянского собрания. Она сделана из фортепиано, и на ней можно даже играть. Мы реализовывали в металле скульптуру Александра Еремина «Дама с кошкой», которую можно увидеть на ул. Советской, у одного из заведений.
А флюгеров, колпаков на трубах, дымников, отливов, водосточных систем, сделанных нами, в Костроме достаточно. Но все они находятся на частных территориях. Сейчас актуально заниматься полным оформлением домов – дымники, окна, флюгеры, водостоки, карнизы. Это – цельный подход и думаю перспективный.
— Основные работы вы делаете для москвичей? Если честно, мне кажется, со стилем ваших работ больше ассоциируется не Москва, а Санкт-Петербург.
— Поскольку я участвую в реставрации, то Санкт-Петербург, действительно, мог бы быть местом моей работы. Но вы же видели, что там с реставрацией творится?!
Поэтому мы делаем работы для Москвы, реставрируем и реконструируем здания в центральной части. Недавно восстанавливали художественные элементы посольства Франции — дома Игумнова, который иногда называют малым Кремлем. Реконструировали элементы для здания на Пречистенке, 21, дом Цветкова. Интересные там вещи — фасадные элементы, водостоки, наличники. Модерн — это вообще круто!
Реставрация — сложная работа. Некоторые элементы буквально крошатся в руках. Но настолько все идеально сделано! Если честно, я удивляюсь, как в свое время все это создавали – очень ювелирная работа, сейчас работают по-другому… всё спешим куда-то!
— А у вас идеи воровали?
— Да, конечно. Но отношусь я к этому спокойно и с пониманием. Если тебя копируют, значит, ты на правильном пути.Более того, я сам могу что-нибудь грамотно «стырить». Вот только «тырить» нужно обязательно творчески!