Маркировка: подводные камни

Маркировка: подводные камни

Предприятия по переработке молока готовятся перейти на новую систему

В правительстве региона состоялось совещание, посвященное введению обязательной маркировки молочной продукции, которая должна пройти в нынешнем году в три этапа. И только фермерам пока дают отсрочку.

Введение обязательной маркировки различных видов продукции в общем-то дело благое. Идея состоит в том, чтобы избавить потребителя от контрафакта и гарантировать ему, что он платит деньги за действительно качественный продукт.

Что такое «Честный знак»

Распространение некачественной и контрафактной продукции — серьезная проблема как для потребителей, так и для производителей. Это не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга РФ подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить ее перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно.

Для этого в России реализуется проект «Честный знак». По сути дела, это национальная система маркировки и отслеживания товаров из разных категорий. Помечаться будут одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В рамках эксперимента к этим товарам добавили велосипеды, кресла-коляски и молочную продукцию. Маркировка представляет собой нанесение на упаковку двухмерного штрихкода (Data Matrix) и включение этой единицы товара в базу данных. С 1 июня нынешнего года вводится обязательная маркировка мороженого и сыров, с 1 июля — маркировка молочной продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — со сроком годности менее 40 суток. Фермеры, которые производят небольшие объемы молочной продукции, могут не маркировать ее до конца 2022 года.

Заслон на пути контрафакта

— Система работает так, — рассказывает менеджер по работе с интеграторами Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Сергей Ситкин. — Производитель товара регистрируется, получает у нас коды маркировки, наносит их на свою продукцию и сообщает об этом. Далее движение товара отслеживается на всех этапах, до магазина. А покупатель при помощи специального приложения в своем смартфоне сможет считать код и убедиться, что перед ним не контрафакт. Коды выдаются производителям бесплатно до даты введения обязательной маркировки, то есть для мороженого и сыров — до 1 июня нынешнего года.

По словам Сергея Ситкина, наносить маркировку можно тремя способами. Например, в типографии — тогда производитель получит упаковку уже со штрихкодом. Можно делать это прямо на производственной линии при помощи специальных принтеров, так же как наносят дату выпуска продукции. И наконец, можно клеить на каждую единицу товара специальные стикеры. Этот способ подходит для предприятий с небольшими объемами производства.

Просто было на бумаге...

Казалось бы, все просто. Но у производителей молочной продукции иное мнение на этот счет. В преддверии введения обязательной маркировки два новосибирских предприятия, производящие мороженое, попробовали нанести коды на свою продукцию.

— Мы в качестве упаковки используем рулонный материал. Коды были нанесены на него в типографии, — рассказывает Константин Мальчиков, руководитель компании «Гроспирон». — К сожалению, мы получили упаковку не той толщины и не того качества, поэтому производственная линия смогла проработать только пятнадцать минут. На этом эксперимент закончился. Конечно, мы работаем над этой проблемой. Сегодня у нас десять производственных линий. Одна из них, скажем так, условно готова, еще одна готова в меньшей степени, про остальные и говорить нечего. Будем пробовать наклеивать этикетки с кодами. Конечно, типографским способом наносить маркировку проще, но типография, с которой мы работаем, к этому, к сожалению, не готова. А те, которые готовы, находятся за пределами Сибирского федерального округа. Я рекомендую всем производителям молочной продукции проработать альтернативные способы нанесения маркировки, иначе типографии захлебнутся.

По словам директора фабрики ОАО «Новосибхолод» Юрия Пронина, его предприятие тоже участвовало в эксперименте. И тоже столкнулось со множеством проблем.

— Если наносить коды самостоятельно, надо устанавливать на производственную линию специальные принтеры, а это значит, про гарантию в этом случае можно забыть, — отмечает Юрий Пронин. — Другой момент: чтобы нанести код на упаковку и считать его на кассе магазина, необходимо изменить ее дизайн и предусмотреть белое поле размером 15 на 15 миллиметров для Data Matrix. Сейчас новые упаковочные материалы, как и остатки старой упаковки, у нас без такого поля, что приведет к массовому списанию и риску остаться без упаковки в сезон 2021 года. Что же касается пергамента, фольги и картона, то вообще непонятно, как на них наносить коды. И никто не может ответить на этот вопрос.

Вопросы без ответов

По мнению Юрия Пронина, сбор, обработка и передача кодов также являются уязвимыми местами системы маркировки. Ежегодно производитель мороженого будет подавать отчет о вводе в оборот в среднем 150 миллионов кодов. Так как срок хранения мороженого два года, количество кодов в базе данных увеличится ровно в два раза. Справятся ли серверы ЦРПТ с таким количеством информации? Не случится ли сбой или даже потеря данных?

Большие сложности испытывают и типографии. Дело в том, что оборудование, которое наносит коды на упаковку, исключительно импортное, стоит дорого, а сейчас все кинулись его покупать. Есть риск не успеть к сроку. Кроме стоимости оборудования, типографиям придется нести и другие расходы — на специальные несмываемые чернила, утилизацию отходов, зарплату персонала, который обязательно придется набирать дополнительно. Непонятно, как наносить маркировку на пластиковые бутылки и стаканы, а также на тетрапаки — такого оборудования в регионе пока просто нет.

Есть и другие вопросы без ответов. Например, многие торговые сети сегодня имеют собственные торговые марки. Кто будет покупать для них коды — производители или сами ретейлеры? Или взять весовые сыры — как заносить их вес в систему? По словам Сергея Ситкина, пока что единой концепции на этот счет нет, а до 1 июня осталось всего три месяца. Ясно одно: предстоит огромная работа.

КОММЕНТАРИИ
Андрей ГОНЧАРОВ, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Введение маркировки, в принципе, для нас не новость, этот процесс идет в нашей стране уже несколько лет. Обязательной маркировке уже подверглись, к примеру, фотоаппараты, автомобильные шины, духи. Совсем недавно пришлось проводить маркировку лекарств, и все мы помним, что тогда далеко не все прошло гладко. Хотелось бы, чтобы с молочной продукцией подобного не было. На время переходного периода в Новосибирской области создан оперативный штаб под руководством заместителя губернатора Сергея Семки, чтобы подготовить всех участников рынка к введению обязательной маркировки, выявить возможные слабые места. Напомню, что обязательная маркировка мороженого и сыров вводится с 1 июня нынешнего года, поэтому времени осталось не так много. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства будет работать в этом направлении совместно с министерством сельского хозяйства региона, так как именно это ведомство курирует пищевые производства Новосибирской области.

Виктор АПАНАСЕНКО, заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области:
— В Новосибирской области в последние годы наблюдается положительная динамика по производству молока — в минувшем году было произведено 822 тысячи тонн, в том числе 640 тысяч тонн — сельскохозяйственными предприятиями. Переработкой молока сегодня занимаются 84 предприятия. В прошлом году мы наблюдали рост производства пакетированного молока, сливочного масла, мороженого. Сыров произвели столько же, сколько в 2019 году. А вот по сухому молоку и кисломолочной продукции в 2020 году был некоторый спад. Сегодня два новосибирских предприятия приняли участие в эксперименте по введению обязательной маркировки своей продукции. Но он получился неудачным — оба участника отмечали ряд проблем, в частности нехватку необходимого оборудования. В свое время правительство региона обращалось в федеральный Минсельхоз с просьбой отсрочить введение обязательной маркировки на год, и это было сделано.
Но больше отсрочек не будет, и только крестьянско-фермерские хозяйства имеют право не маркировать свою продукцию до конца 2022 года. На 15 февраля 16 предприятий — производителей молочной продукции региона уже зарегистрировались в системе «Честный знак», в том числе племзавод «Ирмень» и Сузунский маслозавод. Региональный минсельхоз постоянно мониторит эту ситуацию.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Маленькие костромские собачки отправились отдыхать за границу Гуру из Instagram научат костромичей секретам садоводства Желания костромичей учли при подготовке новых тарифов популярного мобильного оператора Похоронили через 15 дней после смерти: власти Самары дали комментарий по инциденту с гробом на пл. Славы Александр Палиенко о богатстве

Последние новости