Ох уж эта дистанционка!

Ох уж эта дистанционка!

Первые дни обучения на дому: затруднения и у детей, и у родителей, и у самих педагогов

Возобновление учебы после коронавирусных каникул — и как обухом по голове. Оказалось, что к дистанционным урокам мало кто готов. В некоторых семьях, например, нет ни персональных компьютеров, ни ноутбуков, в этом случае дети пытаются внедриться в процесс с помощью смартфонов. Но это не беда, в общем-то. Беда в другом: сама система удаленного обучения пока вызывает вопросы, ответы на которые нужны как можно скорее. Педагоги просят не нервничать.

Итак, с 6 апреля образовательные организации Новосибирской области начали работу в дистанционном режиме с использованием электронных образовательных платформ и специальных сервисов. О готовности региона к такой форме обучения в условиях противодействия коронавирусу шла речь на оперативном совещании в правительстве региона, которое провел губернатор Андрей Травников.

— Наши педагоги организуют дистанционное обучение для школьников, которые находятся дома, — отметил Андрей Травников и поручил обеспечить данную работу на должном уровне.

По словам министра образования Новосибирской области Сергея Федорчука, дистанционное обучение в школах организовано по нескольким моделям. В основе обмен информацией через файлообменники с активным использованием электронных платформ. В первую неделю обучение проходит в тестовом режиме, чтобы оценить устойчивость платформ.

— Большинство учителей также работают дистанционно. Там, где есть проблемы со связью, в индивидуальном порядке разрешается работать в помещениях образовательной организации со строгим соблюдением всех мер предосторожности, — сообщил Сергей Федорчук.

В зависимости от технических условий школа выбирает одну из трех моделей. В первом случае учебный процесс строится исключительно на основе дистанционных технологий. Вторая модель предполагает использование различных средств связи и сервисов — материалы передаются ученикам через электронную почту, мессенджеры, файлообменники. Она подходит для школ, где скорость Интернета не позволяет проводить занятия в режиме реального времени. Третья модель ориентирована в первую очередь на сельскую местность, она допускает посещение малокомплектных школ учениками при строгом соблюдении всех санитарных требований. Также есть возможность организовать подготовку и передачу заданий через классных руководителей. В первые дни в большинстве школ так и поступили.

Полная компьютеризация семьи

Министр образования региона Сергей Федорчук призывает сохранять спокойствие, хотя и признает, что проблем с организацией дистанционного обучения сейчас много.

Это очень важно — успокоить общественность, потому что чаты и соцсети полнятся жалобами родителей. Например, у жительницы Новосибирска Юлии Щетковой двое сыновей-школьников, старший учится в пятом классе, младший — в первом. Ожидали, что детей скоро переведут на дистанционное обучение, но в итоге оказались не готовы.

Проблема номер один. В режиме самоизоляции не хватает компьютеров на всех, включая дистанционно работающих родителей.

Проблема номер два.

— В первом классе еще нет информатики, в пятом — только слегка, — продолжает Юлия. — Старший, конечно, умеет пользоваться компьютером, но на самом примитивном уровне. А, как выяснилось, дистанционное обучение у нас не может проводиться на одной платформе — такой платформы просто нет. Между тем ребенок должен войти в электронный дневник, получить там задание. Но электронный дневник — это просто связующее звено. Дальше он по заданию должен переходить на какие-то сайты, смотреть какие-то ролики с видео­уроками. Для этого нужно уметь переходить по ссылкам. И часто эти ссылки напрямую не работают, и тогда ему нужно их скопировать. То есть это целый процесс. При этом один учитель работает на платформе «ЯКласс», другой — на «Учи.ру». И получается, что ребенок должен как-то — ни с того ни с сего — оперативно на все это отреагировать.

Первый день комом

Проблема номер три. В первый понедельник сайт «Учи.ру» предсказуемо «лег». То есть не выдерживают пока все эти сервисы такой одномоментной нагрузки.

Проблема четыре. Как отмечают многие родители, нагрузка у учеников почему-то тоже значительно увеличилась. При этом задания нужно сдать в течение рабочего дня — до 18:00, и так по всем предметам. Учителя планируют также проверочные работы, которые нужно будет сдать в течение 15 минут, прямо во время урока. Дома делают теперь все — и классную, и домашнюю работу. Получается, домашней работы прибавилось вдвое. Тут следует отметить, что первоклассник физически не способен самостоятельно создавать настоящие компьютерные презентации, как того требуют некоторые учителя.

— Мой ребенок сегодня встал в семь утра, — рассказывает Юлия. — Задания выложили пораньше — мы начали в восемь утра работать. Сейчас без пяти девять вечера. Мой ребенок до сих пор делает задания. Да, был перерыв на обед. Но объем такой, что он работает и сейчас.

Проблема пять. Передача заданий тоже, как говорится, отдельная песня. Некоторые учителя это делают по WhatsApp, другие — по электронной почте. А связующим звеном выступает классный руководитель. Нужно отметить, что и на учителей при этом тоже легла очень серьезная нагрузка. Если учитывать, что у педагога может быть до 300 учеников, нагрузку представьте себе сами.

Как рассказала Оксана Алексеева, мама двух школьников, с понедельника, 6 апреля, учитель отправил задания в WhatsApp.

— Новые темы нужно изучать самостоятельно, — поясняет она. — Задания на проверку будут в электронной почте. Мы и так уже две недели работаем по учебникам, я лично со своим сыном не сильно напрягаюсь. Но знаю, что напрягаются те родители, которые реально дома работают по удаленке или ходят на работу в две смены. Многие жалуются у нас в родительской группе, что объяснить новый материал не могут и заниматься с детьми у них нет времени физически.

Проблема шесть. Не существует единой платформы для обучения.

Фактически это самообучение детей

Оксана Василенко, в недавнем прошлом главный специалист департамента образования мэрии города Новосибирска, сейчас собирает в соцсети «коллекцию» проблем, выявленных в первые дни всеобщего онлайн-образования.

— Органам управления образованием как никогда важно обратить внимание на реальные, конкретные проблемы и оказать помощь и поддержку, — уверена она. — Не просто выполнить набор административных функций и в столбик записать меры. Ориентироваться необходимо на конечный результат. Оценки приложений в маркетах, комментарии пользователей в сетях, возмущение в школах — это реальная картина. И сейчас, когда весь мир на паузе и онлайн, все довольно прозрачно. Попытка убедить всех, что все уже выстроено правильно, будет большой ошибкой. На этом этапе логичнее анализировать слабые места и максимально находить конструктивные решения. Своеобразная сводка проблем. Чем, собственно, я и решила заняться. В ситуации хаоса часто выручает адресная поддержка. По крайней мере, я уже вижу, насколько качество вебинаров отличается от качества платных дистантов того же допобразования, совершаются типовые ошибки. Хуже то, что отдельный муниципалитет все равно будет испытывать колоссальную зависимость от федеральных ресурсов.

Сейчас в виртуальном пространстве объединяются единомышленники-коллеги — педагоги, руководители отраслевых управлений из разных городов — для решения текущих задач.

— За первыми задачами последуют следующие. Верификация образовательного контента, единообразие учебных программ, глобализация цифровых платформ, методическая поддержка, мотивационная часть, функции анализа, контроля, обратной связи, технические и материальные вопросы, — продолжает наша собеседница. — Но в чем я абсолютно убеждена — не может быть больше никаких надежд на «эволюционные процессы». Интернет существует давным-давно, и пора его освоить. Несмотря на то что дистанционный формат предусмотрен законом об образовании, а это 2012 год, сегодняшняя ситуация наглядно убедила всех в неготовности образовательных организаций и участников образовательных отношений. Причин много. Слабая техническая база, кадровый состав, отсутствие полноценного спроса и задания со стороны государства, отсутствие навыков и опыта. Все это все мы сейчас видим в моменте. Это не дистанционное образование в классическом его понимании, пока это попытка настроить массовую коммуникацию через различные ресурсы. Фактически это самообучение детей. При этом сложно и родителям, и учителям, и детям. Безусловно, есть школы, которые решили этот вопрос намного раньше, что является заслугой отдельных руководителей. Основная компетенция будущего — это умение, способность и мотивация осваивать новые знания. А пока нам всем необходимо помогать друг другу и как можно быстрее осваивать новый формат. Интернет — это не больно, при этом массовое его использование все же научит нас ценить офлайн, прямое человеческое общение и труд учителя.

Реализацию новой формы обучения 7 апреля проконтролировал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.

— Школы должны быть всегда готовы перейти в дистанционный режим работы, и сложившаяся ситуация позволила нам увидеть имеющиеся проблемы. Мы в курсе большого количества обращений от родителей — они все будут отрабатываться. В течение этой недели мы будем стараться выправить ситуацию и отладить работу системы дистанционного обучения. Тем не менее образовательный процесс запущен, учителя контактируют с учениками, школы выстраивают систему обучения, — отметил Сергей Федорчук.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Велосипедисты падают в огромную яму на набережной Костромы Улицы Костромы: в городе бум переломов и растяжений В Самаре сотрудник лесхоза за взятку разрешил незаконную вырубку новогодних елок В Самаре на условиях ГЧП появилось стерилизационное отделение В Самарской области начали разработку авиадвигателей будущего

Последние новости