Тарифы ЖКХ только за последние два года выросли более чем на семь процентов. При этом появилось семь постановлений Правительства РФ, госкомитета по тарифам РТ, более десяти писем с пояснениями по каждому постановлению. Многие челнинцы запутались и пытаются разобраться в формулах, по которым управляющие компании начисляют плату за жилищные услуги. Непрозрачность расчетов побуждает собственников сомневаться в объективности начисляемых сумм.
Наиболее острые вопросы, которые возникают при получении квитанций на оплату услуг ЖКХ, журналист «Челнинский известий» задала председателю ассоциации собственников помещений многоквартирных домов Тамаре Латохиной. – Люди недоумевают, почему муниципалитет принимает то или иное решение при формировании тарифов на жилищные услуги без согласования с собственниками. Например, летом этого года появилось постановление №3899 исполкома об увеличении тарифов почти в два раза на СОИ ГВС и электроэнергию. – Собственники пока не готовы самостоятельно устанавливать тарифы на содержание и ремонт общего имущества, но они находятся под крылом УК, которым они и делегировали некоторые свои права. Поэтому управляющие компании обязаны выполнять взятые на себя обязательства, закрепленные постановлением правительства РФ № 416 ч2.п4(в) и ч3. Судя по этому документу, муниципалитет не вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за содержание жилого помещения и начислять ее в размере, превышающем утвержденный размер. Это является грубым нарушением ст.157.ч6 ЖК РФ. Поэтому, на наш взгляд, начисленная плата за коммунальные ресурсы на СОИ (содержание общедомового имущества) всем жителям Челнов за июль, август этого года является незаконной. – О высокой стоимости тепла в городе говорят каждый год, особенно в отопительный период. Во многих УК стоимость ГВС составляет более 200 рублей за кубометр круглый год. Почему она такая высокая? – Управляющая компания – это коммерческая организация, и ее цель – извлечение прибыли, ради этого они пришли на рынок ЖКХ. Татарстан в 2015 году, выполняя Постановление правительства РФ № 129, перешел на закрытую систему водоснабжения, в многоквартирных домах установлены автоматизированные тепловые пункты. Теперь расчет стоимости за один кубометр ГВС (горячая вода) должен вестись, исходя из стоимости холодной воды и норматива тепловой энергии, затраченной на ее подогрев. В постановлении были приведены формулы, как производить такой расчет в период, пока такой норматив не утвержден Минстроем республики Татарстан. Однако единой ценовой политики в городе пока не сложилось. После выхода постановления правительства РФ № 1498, когда предоставление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества домов: ХВС (холодная вода),ГВС и электроэнергию ограничили нормативами, перевели эти услуги из коммунальных в жилищные, одни УК стали начислять СОИ по нормативу с учетом площадей чердаков и подвалов, другие по среднемесячному начислению, исходя из показаний общедомовых приборов учета , что являлось на тот момент более реальным для многоквартирных домов. Мы долго дискутировали о правильности применения на местах этого постановления и обратились с предложением в Госдуму РФ: дать право собственникам самим определять вариант оплаты за коммунальные ресурсы на СОИ общим собранием. Долгие споры о правильности начислении платы за СОИ разрешились в Верховном суде России в августе этого года. Он определил, что должно соблюдаться постановление№ 354. А уже федеральный закон № 258 от 29 июля 2017г ч.9.1 и 9.2 разрешил собственникам оплачивать коммунальные ресурсы на СОИ по показаниям общедомовых приборов учета, для этого нужно провести собрания собственников и принять решение – платить на СОИ по нормативу с перерасчетом в конце года, или среднемесячному исчислению тоже с перерасчетом. Пока правила перерасчета правительством РФ или РТ не установлены, у нас есть время, чтобы принять решения. А УК на примере домов разной этажности должны показать, какой будет размер платы за коммунальные ресурсы на СОИ по нормативу и в случае, если собственники примут другое решение. – Много вопросов возникает у собственников по договорам управления на обслуживание и содержание своих домов. Люди не понимают, за что платят. Объясните, пожалуйста. – Дело в том, что УК не фиксируют состав общего имущества дома, ссылаясь на подробный список в постановлении правительства РФ № 49, а это неверно. В п.1 правил содержания общего имущества говориться, что список объектов общего имущества определяется жильцами дома, чтобы обеспечить исполнение обязанностей по его содержанию. В любом случае, какую бы форму управления жильцы не выбрали, они должны понимать, что несут ответственность за содержание своего имущества, у них есть определенные права и полномочия, необходимо владеть элементарными техническими знаниями, знать и понимать, как устроен дом, какое оборудование в нем используется. – Не все челнинцы понимают взаимоотношения управляющих компаний и старших по домам. Некоторым кажется, что старшие по домам на чем-то пытаются нажиться. Так ли это? – Совет многоквартирного дома – это не юридическое лицо. Но занижать эффективность совета во главе с председателем по этой причине нельзя. Как показала практика, если в доме нет актива, представляющего интересы собственников, невозможно эффективно контролировать управляющую компанию. Некоторые УК в своих интересах подписывают акты выполненных на домах работ председателями ТОС, грубо нарушая закон. Старшему по дому денежное вознаграждение должны платить сами жители. Но примеров, когда жильцы готовы платить своему соседу деньги – единицы. Источник: татар-информ