Для чего в областном бюджете Новосибирской области появился «детский бюджет»?
В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей в Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Решить эту задачу невозможно без соответствующей бюджетной политики.
Система государственных финансов направлена на поддержку семьи, рождаемости, развитие подрастающего поколения. В целях содействия семьям с детьми применяется комплекс методов, включая бесплатность и доступность образования, охрану здоровья матери и ребенка, жилищные и транспортные льготы, выплаты пособий и компенсаций.
Сколько правительство Новосибирской области тратит на поддержку семьи и детей?
С 2017 года в структуре бюджета Новосибирской области расходы на государственную поддержку семей и детства отражены отдельным приложением к закону об областном бюджете «Распределение бюджетных ассигнований на государственную поддержку семьи и детей на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», которое условно признается как «детский бюджет». Условность заключается в том, что фактически в интересах детей ресурсов бюджета задействуется существенно больше. Например, расходы, предусмотренные в областном бюджете на содержание детей в домах ребенка, домах-интернатах и центрах социальной помощи, обучение в школах, лечение в медицинских организациях, организацию занятий в спортивных секциях и другое.
Ежегодно министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области разрабатываются основные направления бюджетной и налоговой политики, которые определяют базовые приоритеты для планирования расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Одна из важных задач, на которую в 2017 году, в частности, направляется около 14 миллиардов рублей бюджетных средств, — это безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами, из них расходы на «детский бюджет» составляют почти 10,7 миллиарда рублей.
Другими словами, почти 9 процентов всех бюджетных трат Новосибирской области обеспечивают предоставление ежемесячных пособий и денежных выплат на детей из многодетных и малообеспеченных семей; оказание социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей; оздоровление детей в летний период; организацию школьного питания; предоставление льгот многодетным семьям по проезду на общественном транспорте и оплате коммунальных услуг; компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими детские сады.
Наибольшая часть расходов областного бюджета идет на предоставление ежемесячных пособий и денежных выплат на детей, социальную поддержку семей с детьми, детей, оставшихся без попечения родителей, и оздоровление детей.
Ежемесячные пособия и денежные выплаты
В Новосибирской области защита материнства и детства включает в себя развитую систему мер социальной поддержки, значительная часть которых приходится на выплату 17 видов пособий и ежемесячных денежных выплат более 230 тысячам детей, на что направлено 5,1 миллиарда рублей.
Основная доля предоставляемых выплат — 4,2 миллиарда рублей — это ежемесячные пособия по уходу за детьми до полутора и до трех лет, ежемесячные пособия на детей из малообеспеченных семей.
Многодетным семьям, имеющим гражданство Российской Федерации и проживающим на территории Новосибирской области не менее трех лет, при рождении третьего и последующих детей начиная с 1 января 2012 года за счет средств областного бюджета предоставляется «семейный капитал» в форме сертификата на 100 000 рублей. Расходы на эти цели составляют 0,4 миллиарда рублей.
На приобретение школьной формы и учебников для детей из многодетных семей, социальные выплаты гражданам, имеющим ребенка-инвалида и детей с наследственными, онкогематологическими заболеваниями и инсулинозависимой формой сахарного диабета, выделяется 0,4 миллиарда рублей.
Если ребенок сирота или его родители ведут асоциальный образ жизни
В современных условиях проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает все большую остроту и актуальность. К сожалению, число сирот в нашем регионе, как и в целом по стране, с каждым годом растет, и связано это в первую очередь с такими негативными факторами социального неблагополучия семей, как преступность, наркомания и алкоголизм.
На территории Новосибирской области проживает более 9,5 тысячи детей-сирот, находящихся под опекой, в приемных семьях, в детских домах. Финансовые гарантии их социальной защиты представляют собой государственные пособия, компенсации, выплаты, льготы — на это направляется порядка 3,1 миллиарда рублей. Наибольшей статьей расходов — 2,7 миллиарда рублей — в этой группе является опека, попечительство и социальная поддержка.
Бюджетные расходы на одного опекаемого ребенка в месяц составляют 9 030 рублей для детей в возрасте до 6 лет и 10 732,8 рубля для детей от 6 до 18 лет.
Кроме того, ребенку, оставшемуся без попечения родителей, по окончании учебного заведения должно предоставляться жилье площадью не менее 33 квадратных метров по среднерыночной стоимости одного квадратного метра в нашем регионе. Таким образом, расходы из бюджета на одного ребенка составляют порядка 1,3 миллиона рублей, а в целом из бюджетов всех уровней ежегодно направляется около 0,4 миллиарда рублей, что позволяет каждый год обеспечивать жилыми помещениями около 300 человек.
В настоящее время фактическая потребность в средствах для обеспечения 1 750 детей-сирот, нуждающихся в немедленном предоставлении жилья, составляет более 2,2 миллиарда рублей.
Забота о здоровье
Ежегодно порядка 1 миллиарда рублей направляется на оздоровление детей за счет областного бюджета, и это без учета средств, связанных с непосредственным лечением.
Так, на организацию летнего отдыха детей расходуется 0,5 миллиарда рублей. На эти средства в течение 2017 года смогут отдохнуть в детских оздоровительных лагерях и укрепить свое здоровье в санаториях и оздоровительных учреждениях Новосибирской области 80 466 детей.
Забота государства о здоровье детей реализуется также путем осуществления профилактических мероприятий, на которые приходится 0,5 миллиарда рублей. Данные средства направлены на выхаживание маловесных и недоношенных новорожденных, вакцинацию детей для профилактики инфекционных заболеваний, приобретение инсулиновых помп для детей, страдающих сахарным диабетом, приобретение специфических диагностических тестов для раннего выявления туберкулеза у детей от 12 месяцев до 17 лет.
Поддержка семей
В нашей области установлено еще 18 видов социальной поддержки, направленных на улучшение социального положения семей с детьми, на которые выделяется 1,5 миллиарда рублей.
Наиболее объемными по расходам являются: компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах, выплачиваемая родителям (0,3 миллиарда рублей); обеспечение питанием на льготных условиях детей из многодетных и малоимущих семей, обучающихся в школах и учреждениях среднего профессионального образования (0,3 миллиарда рублей); компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным и приемным семьям (0,2 миллиарда рублей);
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области при формировании и исполнении областного бюджета как в предыдущие, так и на ближайшие годы старается найти баланс между финансовыми возможностями областного бюджета и потребностью государства в расходах, в том числе связанных с положением детей как важнейшей социальной группы в стране и в регионе.
В контексте вышесказанного необходимо понимать, что осознание каждым гражданином и предпринимательским сообществом своей социальной ответственности, честное выполнение перед бюджетом области своих налоговых обязательств позволяют добиться лучших результатов в формировании будущих поколений.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время есть граждане, которые получают заработную плату «в конвертах». Неформальная занятость несет негативные последствия для экономики региона, ставя в невыгодные условия честный бизнес, и затрудняет выполнение социальных обязательств перед гражданами. Без адекватной позиции бизнеса бюджет не сможет обеспечить «в одиночку» достойный уровень социальной поддержки детей, нуждающихся в помощи общества.