Сегодня, когда интернет проник практически в каждый дом, уже никого не удивляет тот факт, что аспекты обычной человеческой жизни переносятся в онлайн-пространство. Эта тенденция не обошла стороной и такую важную сторону взаимоотношений, как торговля.
Многочисленные интернет-магазины наводнили всемирную сеть, подобно многочисленной армии леммингов, несущихся по бескрайним степям. Являясь онлайн-аналогом магазина обыкновенного, торговая точка в интернете также часто является дублёром реально существующего магазина.
Такой подход его хозяина к торговле предоставляет клиентам немало преимуществ, одним из которых является возможность неторопливого выбора и покупки товара в любое время дня и ночи (ведь в отличие от реальной точки, интернет-магазин работает практически постоянно).
Каковы же общие принципы работы онлайн-магазина? Что нужно знать пользователям, чтобы получить удовольствие от покупок? Что пригодится владельцам торговой точки, чтобы увеличить количество клиентов?
Любой интернет-магазин представляет собой сайт, обычно созданный поверх так называемого движка – набора программных кодов, реализующего функциональность работы магазина. Например, такой, как поиск товара по базе продукции, помещение товара в корзину, оформление заказа и т. д.
Движок может быть как публичным, так и самописным. Установкой движка на сайт обычно занимается системный администратор, если таковой имеется в штате интернет-магазина.
После этого в работу вступают дизайнеры и программисты, изменяющие работу голого движка, чтобы тот соответствовал нуждам владельца интернет-магазина. Когда все картинки нарисованы и функции протестированы, интернет-магазин готов к запуску.
На следующем этапе обычно нанимают парочку длинноногих наманикюренных девиц для наполнения товарной базы магазина. Это в том случае, если магазин не приспособлен для загрузки в него информации другим способом.
Если дело обстоит иначе, достаточно скормить панели управления магазина файл с описаниями товаров – и вуаля! – на страницах сайта уже красуются сотни лотов, ждущих своего покупателя.
Если ваш интернет-магазин является виртуальным двойником реально существующей торговой точки, можете попробовать добавить прайс-лист на сайт, позволяя пользователям прикинуть цену покупки, так как не у всех есть возможность воспользоваться интернет-магазином по прямому назначению.
Как происходит процесс покупки в интернет-магазине? Для начала обычный человек, такой, как вы или как я, заходит на сайт магазина и проходит несложную процедуру регистрации. Зарегистрировавшись, он обычно попадает в личный кабинет, где может указать данные принадлежащих ему аккаунтов в различных платёжных системах (для последующей оплаты товара).
После этого начинается брожение по сайту и попытки найти предметы для покупки. Если пользователь конкретно знает, чего хочет, то, при достаточном уровне сообразительности, он обязательно воспользуется поиском, без которого интернет-магазин как чай без заварки.
Ведь именно этим и ценен интернет-магазин, выгодно отличаясь от своих реальных аналогов, где для поиска нужной вещи приходится рассматривать витрины или даже выслушивать жужжание продавца-консультанта над своим ухом.
Итак, искомое найдено! Если денег у пользователя пока нет, он может поместить выбранный товар в «корзину» – этакое временное хранилище лотов. Пока товар лежит в корзине, можно побродить по сайту, выбрать ещё что-нибудь, сравнить цены в интернет-магазинах для совершения выгодной покупки и т. п.
Как только деньги появятся, счастливый клиент достанет товар из корзины и оплатит его (разумеется, если товар ещё будет в наличии). Ну а если деньгами покупатель не обделён, то он тут же и совершает покупку. В этот момент у него попросят указать данные для доставки товара (адрес и телефон для связи; могут даже уточнить удобное время, но это скорее исключение, чем правило).
Покупка сделана, деньги с банковского счёта ушли, остаётся сидеть и ждать звонка курьера. Как правило, сроки доставки сильно зависят от географической удалённости клиента от продавца. Если вы находитесь в пределах одного города, то вполне возможно, что товар будет у вас в руках в тот же день.
Если вас с продавцом разделяют многие километры – тут уже всё зависит от работы почты или службы доставки.Небольшие интернет-магазины редко содержат у себя в штате курьера, чаще они пользуются услугами международных служб доставки (DHL, UPS, FedEx).
Так что запаситесь терпением и считайте дни. Кстати, по номеру посылки с товаром можно отследить маршрут его перемещения. Для этого даже существуют специальные сайты, обычно принадлежащие службам доставки или государственной почтовой сети.
Как правило, если прибывший товар покупателю не понравился, в течение некоторого времени после совершения покупки он имеет право вернуть посылку отправителю, затребовав свои деньги обратно. Обычно с возвратом денег проблем не возникает (конечно, если проблема с товаром объективно существует), так как интернет-магазины дорожат своей аудиторией и стараются поддерживать её лояльное отношение к сайту.
Владельцам интернет-магазинов следует учитывать целевую аудиторию, на которую будет рассчитан сайт. В зависимости от образа вашего клиента будет строиться работа магазина; потенциальные клиенты определяют, где и как вам нужно рекламироваться для достижения максимальной отдачи.
Не стоит опрометчиво думать, что интернет-магазин можно предоставить самому себе и лишь время от времени снимать накопившуюся прибыль. Порой онлайн-торговля требует гораздо больше внимания и сил, чем реальная торговая точка.
В первую очередь это касается продвижения сайта среди пользователей. Интернет будет весьма полезен для эффективной рекламы интернет-магазина, нужно лишь знать, где рекламироваться и не лезть с объявлениями о продаже детского питания на форум автомобилистов.
Кроме рекламы в интернете будут полезными более традиционные методы, такие, как буклеты и листовки. К доставляемому товару можно прикладывать небольшой флаер с информацией об интернет-магазине. Эти флаеры могут содержать промокоды, дающие право на скидку при дальнейших покупках в вашем магазине.
Такой подход способен повысить лояльность пользователей. А довольный клиент – это практически гарантия появления ещё одного клиента.
Во-первых, он при удобном случае поделится хорошим местом для онлайн-покупки с друзьями.
Во-вторых, такие друзья гораздо охотнее зайдут на сайт, услышав подобную информацию от знакомого, а не узнав её из рекламных материалов.
Интернет-магазин будет хорошим дополнением к магазину реальному. Накопленный опыт торговли подскажет владельцу, как избежать возможных осложнений. Создание интернет-магазина с нуля значительно увеличивает вероятность остаться ни с чем, особенно если вы новичок в мире коммерции.
Автор: anziferrum (Виктор)