Композитор Олег Михайлов о профессии композитора и тапера
Московский композитор, который сейчас работает в театрах по всей России, часто выбирает Новосибирск: говорит, что очень ему по душе сибирская природа.
Перед Новым годом вышла комедия о жизни театральных артистов «Луна над Буффало», к которой Олег Михайлов написал музыку. Это второй проект, сделанный им совместно с театром «На левом берегу». Первым был «Квест господина М.», появившийся как раз перед началом пандемии.
Подвести идею к воплощению
В спектакль, который задумывался изначально как драматический, решили добавить музыкальных номеров. В итоге псевдооперные арии сделали постановку ярче и комичнее.
— Мне кажется, контраст личной жизни героев и происходящего на сцене только усилился оттого, что мы сделали эти вставки музыкальными, страстными, — комментирует композитор. — До этого я не работал в такой стилистике, в моем послужном списке были либо драматические спектакли, где музыка атмосферная, либо мюзиклы. Но опыт мне понравился.
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Музыка в спектакле «Луна над Буффало», к слову, ближе к таперской. Олег Михайлов и сам работал «музыкальным сопроводителем».
— Я со своим таперским прошлым не прощаюсь и стараюсь навыков не утрачивать, — говорит он. — Игра тапера — это живая импровизация, эмоция и больше связана с кино и барным пространством. Думаю, что профессия эта не исчезнет, пока существуют живое кино, театр и вообще музицирование. Кстати, меня и сейчас довольно часто приглашают поработать именно как тапера. Правда, заниматься этим делом может далеко не всякий, для этого музыкант должен хорошо ориентироваться в триаде «сердце, голова, пальцы». Ведь сердце порождает эмоцию или видение чего-то, голова быстро понимает, как это сделать, а пальцы технически подводят идею к воплощению.
Легко ли быть композитором?
По словам Олега Михайлова, сейчас профессия композитора, к сожалению, часто подменяется технической работой.
— Композиторов в наше время можно назвать скорее саунд-дизайнерами. Особенно это касается кино, но и в театре все больше практикуется то же самое, — констатирует он. — Я же сторонник таких выразительных средств, как мелодика. Например, если брать советский период, так делали Зацепин или Рыбников, Морриконе. Но именно таким композиторам выживать сейчас крайне тяжело.
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Михайлов работает по всей России. Буквально накануне Нового года, например, у него была премьера в Омском музыкальном театре — детский мюзикл «Огниво» по Андерсену. Совсем скоро в Орске состоится премьерный показ драматического спектакля «Горка» по пьесе Алексея Житковского, а затем в Новом театре Сочи появится детский мюзикл «Мальчик с пальчик».
Несмотря на самые разнообразные предложения, композитор, по его словам, хочет чаще бывать в Новосибирске и писать музыку именно для наших театров. И это неудивительно: сам он родился и вырос недалеко — в Омске, жил там до 17 лет.
— Москва для меня — это офис, — говорит собеседник. — Это такая горка, откуда просто лучше обзор. А хорошо и тепло мне в Сибири и в театре. Особенно если этот театр — в Сибири.
ДОСЬЕ
Олег Михайлов — композитор, пианист, аранжировщик. Выпускник эстрадно-джазового факультета РАМ имени Гнесиных. Был участником разных музыкальных коллективов, выступал с популярными российскими эстрадными исполнителями — Вячеславом Добрыниным, Игорем Сарухановым и многими другими. В качестве музыканта участвовал в телепрограммах «Два рояля» (РТР), «Кривое зеркало» (РТР), «Отчаянные домохозяйки» (РТР), руководитель оркестра в телепроектах «Поющая компания» (ТВЦ), «Рубик всемогущий» (Первый канал).