Год стал прорывным в осознании того, что виртуальные технологии образования не заменят очное обучение, но существенно расширят его возможности
В 2020 году началась реализация регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В Новосибирской области созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», идет процесс цифровизации. К 2024 году планируется завершить федеральный проект «Цифровая образовательная среда», что даст большие возможности.
Цифровизация — элемент системы образования в развитых странах. В нее входят высокоскоростной Интернет в школах, большой набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения. Есть возможность использовать электронные информационные и образовательные ресурсы дистанционно — ученики, которые не могут ходить в школу из-за болезни, остаются на связи с классом и учителем во время урока. Это возможность видеотрансляции лучших уроков и занятий. Есть плюсы и для педагогов, которые освобождаются от излишней бумажной работы. Однако все это не заменит живого общения.
Со скоростью не менее 100 Мбит/с
В проекте «Цифровая образовательная среда» пока участвуют 95 школ нашего региона. В их распоряжении компьютерное, мультимедийное и презентационное оборудование, в том числе смарт-доски и техника для организации видео-конференц-связи. Сегодня 66,8 процента сельских школ обеспечены доступом в Интернет со скоростью не менее 50 мегабит в секунду и 99,6 процента городских школ со скоростью не менее 100 мегабит в секунду. Планируется, что к 2022 году такие возможности получат все образовательные учреждения.
С сентября 2020 года в 42 сельских школах Новосибирской области действуют центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Цель этого проекта — сократить разрыв между городскими и сельскими школами. Дети в селах могут осваивать по Интернету основные и дополнительные общеобразовательные программы. В центрах есть возможность для творческой и социальной самореализации детей, проектной деятельности, для повышения цифровой грамотности населения и проведения социокультурных событий. До конца 2022 года в регионе будет создано 337 «Точек роста».
Программы на все случаи жизни
В этом году в регионе открыт также центр цифрового образования «IT-куб». Эта площадка создана для обучения детей шести лет и старше программированию на языках Python и Java, разработке приложений виртуальной и дополненной реальности, мобильных приложений, а также кибергигиене, алгоритмике и логике. Кроме того, здесь учат, как программировать роботов и искусственный интеллект. Партнеры проекта — «Яндекс», Samsung Inc., Microsoft, LEGO и другие. Для каждой из программ разрабатываются планы занятий, сценарии мастер-классов. Для педагогов в «IT-кубе» организованы курсы повышения квалификации.
В Академпарке открыта дополнительная площадка «Наука и технологии». На ремонт и оснащение лаборатории современным оборудованием было выделено 10 миллионов рублей.
Для научных лабораторий регионального центра «Альтаир» приобретено высокотехнологичное оборудование на 337 миллионов рублей. За полтора года здесь прошло более 100 мероприятий для детей и молодежи нашего региона. В 2020 году почти 600 ребят учатся по программам дополнительного образования. Разработаны 23 профильные программы с применением дистанционных технологий, на YouTube-канале запущены онлайн-проекты «Я — Профессия» и «Альтаир Онлайн».
Для учителей и школьников
Особое внимание уделяется повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. В дистанционном формате переподготовку прошли более 400 учителей. В том числе педагоги обучаются основам преподавания робототехники. Здесь также есть проектная школа по нейротехнологиям, школа наставников проектной деятельности.
Психологическая служба в системе образования Новосибирской области признана лучшей в России. Первый Всероссийский конкурс региональных моделей психологической службы в системе образования проходил в ноябре — декабре 2020 года. Учитывались доступность, качество и полнота спектра профессиональной психологической помощи для всех категорий учеников, независимо от места их проживания, уровень подготовки кадрового состава региональной психологической службы, наличие межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, уникального опыта.
КОММЕНТАРИИ
Андрей ТРАВНИКОВ, губернатор Новосибирской области:
— Мы практиковали дистанционное образование уже несколько лет. В конце 2019 года Новосибирская область вошла в число регионов — участников программы «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Не менее важно обновить содержание образования по технологическим, естественно-научным, гуманитарным и иным предметам. Для этого в рамках проекта создания цифровой образовательной среды более половины школ получат новое оборудование. Основная цель нашего участия в этой программе состоит не в том, чтобы обеспечить санитарную безопасность, а в том, чтобы разнообразить работу педагогов, методы образования, сделать более интересной учебу.
Ильгиза ЛОТФИУЛЛИНА, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— В некоторых школах города Искитима и Искитимского района нет нормального, современного оборудования в пищеблоках. Поэтому на заседании профильного комитета я как депутат по 11-му округу обратила внимание коллег на то, что необходима программа Новосибирской области по обеспечению современным оборудованием пищеблоков школ и детсадов. Качество питания неразрывно связано с улучшением материально-технической базы школьных столовых. В частности, необходима хорошая посуда. Министр образования пообещал, в течение ближайших лет запустят программу по оснащению и ремонту пищеблоков.
Елена ШМЕЛЕВА, руководитель образовательного фонда «Талант и успех»:
— В Новосибирской области многое сделано для развития центра «Альтаир». В его работе принимают участие ученые из университетов региона и федерального округа, из ведущих школ и научных институтов, индустриальные партнеры. Отрадно видеть, что они задействованы во всех программах центра — в этом и состоит глобальная модель профориентации и воспитания на приоритетных для региона задачах. Я уверена, что региональный центр «Альтаир» сможет объединить все уровни и участников системы образования, в самой ближайшей перспективе — школьников и студентов.