Депутаты Заксобрания ждут от новосибирского градоначальства структурных изменений в содержании городских дорог
Мэрия Новосибирска пообещала региональным парламентариям, что к июню она вместе с депутатами горсовета разработает меры, которые помогут содержать улицы мегаполиса в чистоте, и представит предложения на очередной сессии Заксобрания. И только тогда на областном уровне будет принято решение, выделять ли городу дополнительные средства на покупку новой дорожной техники.
Внеочередное заседание комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике прошло накануне майских праздников в режиме круглого стола. На нем говорили о содержании и ремонте улично-дорожной сети Новосибирска.
Дело в 150 миллионах
Напомним, что этот наболевший вопрос на апрельской сессии регионального парламента озвучил первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов, о чем «Советская Сибирь» рассказывала в одном из прошлых номеров. Тогда депутаты потребовали наконец-то навести порядок на улицах мегаполиса, причем до майских праздников. Итогом стало внеочередное заседание профильного комитета, на котором заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов рассказал областным и городским депутатам, представителям регионального министерства транспорта, общественникам и журналистам, что же мешает очистить городские магистрали от грязи и мусора.
— Содержание улично-дорожной сети постоянно подвергается большой критике со стороны депутатов и жителей Новосибирска, — признал заместитель градоначальника. — Конечно, в нашей работе есть ошибки и недочеты, мы их признаем. Мы проанализировали состояние парка дорожной техники и пришли к выводу, что ее не хватает. С 2013 года парк сократился на 97 единиц. Конечно, мы покупали новые машины, но еще больше списывали. В нынешнем году по инициативе горсовета мы определили ежегодный лимит на приобретение дорожной техники — 50 миллионов рублей в год. Но это недостаточно, чтобы закрыть все потребности.
«Город уберем до конца мая»
По словам Олега Клемешова, у мэрии с правительством региона уже были успешные совместные программы — например, по благоустройству городских дворов и ремонту дорог в частном секторе. Теперь, считает заместитель мэра, необходима совместная программа обновления парка дорожной техники. На ее реализацию нужно 150 миллионов рублей. На эти деньги получится приобрести как минимум 20 дорожно-коммунальных машин, а также средства малой механизации — технику, которая может работать на тротуарах.
— Что же касается уборки улиц, то хочу отметить, что к мойке мы смогли приступить только в последнюю неделю апреля, так как до этого времени были минусовые температуры, — пояснил Олег Клемешов. — До майских праздников мы хотим убрать центральные магистрали и площади города, а также места проведения массовых мероприятий, а все остальные улицы приведем в порядок до конца мая.
Виновата... шипованная резина?
Доклад заместителя мэра вызвал у парламентариев немало вопросов. Депутат Александр Петрович Козлов поинтересовался, какие меры принимают городские власти к владельцам магазинов и киосков, которые не чистят снег, а просто сталкивают его на проезжую часть. Также он спросил, какие есть альтернативы использованию песко-соляной смеси для борьбы с гололедицей. От песка образуется слишком много пыли.
— Что касается магазинов и других организаций, то проблема в том, что мы не можем выйти с проверкой по жалобам граждан, мы имеем право проводить только плановые проверки. Но мы выработали свой регламент работы с теми, кто не убирает свою территорию, — Административный кодекс это позволяет, — ответил Олег Клемешов. — Что касается противогололедной смеси, то теперь мы вместо песка используем гравий. Можно применять специальные реагенты, но это намного дороже. А пыль образуется оттого, что зимой автомобилисты используют шипованную резину, которая разрушает асфальт. Пятьдесят процентов городской пыли — это частицы разрушенного асфальта.
Депутат Александр Барсуков задал вопрос: может быть, вместо ДЭУ следует привлекать к уборке подрядные организации? Заместитель мэра ответил, что порой только для вывоза снега приходилось привлекать 60–70 единиц техники в сутки. В свою очередь, депутат Вадим Агеенко поинтересовался, хватает ли людей, чтобы наводить в городе чистоту. Ответ прозвучал очевидный: конечно же нет. В день 60 человек занимается ручной уборкой мусора, и этого катастрофически мало. А нанять еще — проблематично. Зарплаты низкие.
Все на аутсорсинг!
От вопросов парламентарии перешли к обсуждению. Ряд предложений внес депутат Вячеслав Илюхин. С точки зрения парламентария, большую часть работ по содержанию дорог нужно отдать на аутсорсинг.
— Мне кажется, именно это будет правильным решением, а не покупка техники, — сказал депутат. — Мы проводили эксперимент — заключили договор с подрядной организацией, и она три месяца убирала улицы в Пашино. И жители нам говорили, что стало гораздо чище. Можно так составить договор с подрядчиком, что он будет безукоризненно выполнять свои обязательства, 44-ФЗ это позволяет. Может быть, стоит провести такой эксперимент в масштабах города? А ДЭУ надо расформировать, оставить одно или два, в которых техника лучше. И бросать их на те участки, где подрядчик не справляется. Ну и, конечно, необходим постоянный контроль, иначе это выброшенные деньги.
Довольно жестко высказался первый вице-спикер Андрей Панферов. По его словам, решать, как наносить дорожную разметку, — это не задача для профильного комитета Законодательного собрания.
«Вкладывать деньги бесполезно»
— В мэрии полно специалистов, вот пусть они и решают подобные вопросы. Мое же мнение таково: пока не будет действенной системы управления, вкладывать деньги бесполезно, — заявил Андрей Панферов. — Надо поручить мэрии строго спросить с ответственных лиц за неэффективное управление и нерешение поставленных задач в вопросе содержания дорог.
Депутат Совета депутатов города Новосибирска Игорь Кудин отметил, что у городских парламентариев не меньше вопросов к мэрии, чем у их областных коллег. Поэтому по инициативе горсовета создана рабочая группа, которая занимается дорожной тематикой. Ко второй половине мая она должна выработать ряд предложений, в том числе и по вопросам управления, чтобы выйти с ними на июньскую сессию. Если Заксобрание устроят эти предложения, тогда они вернутся к вопросу о выделении Новосибирску средств на приобретение дорожной техники.
КОММЕНТАРИИ
Анатолий КОСТЫЛЕВСКИЙ, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
— Мы неоднократно проводили совещания, посвященные содержанию улично-дорожной сети города Новосибирска, вместе с членами транспортного комитета Законодательного собрания выезжали на места, чтобы посмотреть, как обстоят дела. На основании этого мы пришли к выводу, что сегодня необходимо кардинально менять саму систему управления содержанием городских улиц. В связи с этим у нас два предложения. Во-первых, необходимо обязать глав городских районов нести ответственность за содержание и ремонт улиц и подчинить их напрямую заместителю мэра, который курирует данное направление. Во-вторых, нужно постоянно осуществлять контроль качества производимых работ, причем делать это надо как летом, так и зимой.
Денис ШИХОВЦЕВ, общественник:
— У нас в стране есть ассоциация зимнего содержания дорог, которая объединяет представителей отраслевых научно-исследовательских институтов, экологов и экспертов в различных сферах, производителей противогололедных материалов, снегоуборочной техники. По данным этой ассоциации, решение заменить в составе песко-соляной смеси песок на гравий является ошибочным. Дело в том, что у нас песок заменили крошкой горной породы альбитофир, а она довольно твердая и тяжелая. Как показывает практика, альбитофировый отсев разрушает асфальт, к тому же его практически невозможно смыть водой. По данным ассоциации зимнего содержания дорог, при использовании такого отсева износ асфальта возрастает в среднем на 12 процентов. А пыль в итоге никуда не девается.