В условиях непростой эпидемиологической ситуации онлайн-сервисы становятся все более востребованными
Министр цифрового развития и связи Анатолий Дюбанов рассказал, какие новые цифровые сервисы разрабатывают в Новосибирской области и с помощью чего можно решать до 90 процентов производственных задач, не приходя на работу.
— Есть дела, которые не ждут, — объяснил Анатолий Дюбанов резко возросший интерес новосибирцев к онлайн-услугам.
Дела, которые не ждут
Сегодня, по словам министра, на сайте госуслуг жителям региона доступны 30 онлайн-сервисов. Среди них возможность оплатить штрафы ГИБДД и налоги, записать ребенка в детский сад или школу, встать в очередь на получение земельного участка (для многодетных семей), проверить состояние пенсионного счета, узнать свой ИНН (для тех, кто забыл), получить справку об отсутствии судимости и многое другое.
После 15 апреля жители Новосибирской области смогут оформить заявку на материнский капитал не выходя из дома.
— Сертификат автоматически формируется по факту рождения ребенка, — объяснил Анатолий Дюбанов.
Родителям остается лишь заполнить несколько документов и решить, на что они потратят материнский капитал — на улучшение жилищных условий, обучение детей или будущую пенсию мамы. Для сельских жителей предусмотрен еще один вариант — покупка автомобиля.
Родители старше 30 лет уже сейчас могут оформить электронную заявку на получение единовременной выплаты по случаю рождения ребенка. Эта мера социальной поддержки действует в Новосибирской области больше десяти лет. Родителям старше 30 лет поддержка оказывается из бюджета города, а родителям моложе 30 — из бюджета области. Для вторых электронного сервиса пока не существует, но, заверил Анатолий Дюбанов, к концу года он будет разработан.
Как пояснил министр, в первую очередь разрабатываются онлайн-сервисы, упрощающие получение госуслуг, положенных при рождении детей, ведь с грудным младенцем на руках затруднительно ходить с бумагами по инстанциям.
Единственная сложность: для получения госуслуг в «Личном кабинете» портала нужен пароль, и его нельзя получить дистанционно. Чтобы обеспечить конфиденциальность персональных данных и платежей граждан, пароль подтверждается при личном визите с паспортом в МФЦ. На прошлой неделе МФЦ не работал, сейчас попасть туда можно лишь по предварительной записи. На прием записывают в самом МФЦ либо на его официальном сайте. Жители Новосибирской области могут сделать это в органах власти муниципальных образований.
Кроме того, пока многие государственные учреждения закрыты для посещения из-за угрозы распространения коронавируса, через сайт госуслуг можно получать услуги Росреестра.
Служба занятости тоже открыла интерактивный портал. Теперь можно, не нарушая режима самоизоляции, оформить статус безработного и отслеживать появляющиеся вакансии.
В режим онлайн перешел и Фонд социального страхования. Больничные листы на период обязательной самоизоляции для возвращающихся из-за рубежа, из Москвы или Питера теперь можно оформить дистанционно.
Разработчики портала госуслуг не отстают от жизни. Недавно здесь появилась новая «фишка» — «Дневник наблюдений за собственным здоровьем». Внеся в него данные о температуре, давлении и общем состоянии, можно получить обратную связь в виде рекомендаций: срочно идти в поликлинику, вызывать скорую или продолжать жить обычной жизнью.
За границей остается еще немало наших соотечественников, которые уехали отдыхать, а теперь не могут вернуться из-за охватившей мир пандемии. С помощью специального сервиса на сайте госуслуг они могут сообщить о себе и попросить помощи.
Анатолий Дюбанов добавил, что наиболее востребованные сервисы, такие как оплата штрафов ГИБДД, запись к врачу, запись ребенка в школу или детский сад, выведены в мобильные приложения, а значит, ими можно пользоваться в любое время и в любом месте, имея в руках лишь мобильный телефон.
Работаем дистанционно
Сейчас в министерстве цифрового развития и связи Новосибирской области работают над созданием сервисов для удаленной работы. Это актуально, так как многие организации переходят на режим удаленного доступа. По наблюдениям Анатолия Дюбанова, примерно 30 процентов сотрудников правительства области работают «на удаленке», а конкретно в его министерстве эта цифра выше — около 50 процентов. В первую очередь трудиться дистанционно отправляют пожилых и беременных. Но при ухудшении эпидемиологической обстановки количество сотрудников, работающих из дома, может возрасти.
— Для выполнения 90 процентов производственных задач на удаленке у нас есть технические решения, — заверил Анатолий Дюбанов. — Исключение составляют лишь особо защищенные каналы — если речь идет о работе с информацией, представляющей гостайну, военную или банковскую тайну.
Родина слышит, родина знает…
Отдельная тема — контроль за соблюдением карантина в связи с пандемией коронавируса.
— Для некоторых граждан контроль необходим, — считает Анатолий Дюбанов.
В Новосибирской области располагают нужными инструментами для того, чтобы получать информацию о перемещениях граждан, отправленных на карантин. Министр объяснил, как это работает:
— Все решения построены на привязке человека к мобильному телефону. Местонахождение телефона можно отслеживать с помощью системы геолокации. Кроме того, контроль осуществляется с помощью видеозвонков оператора.
C суперсервисами и в сад, и в школу
В условиях самоизоляции жители региона могут воспользоваться электронными суперсервисами, внедренными и пополняющимися в рамках нацпроекта «Цифровизация».
Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области предлагает активнее обращаться к виртуальным системам, позволяющим получить государственные услуги не выходя из дома. На сегодняшний день одни из самых востребованных сервисов — запись ребенка в школу и запись ребенка в детский сад.
Сайт www.gosuslugi.ru — теперь мы без него как без рук. Главное, чтобы ваша учетная запись была подтверждена. И тогда перед вами открываются широкие возможности. После авторизации на сайте при выборе услуги непременно укажите, что ее тип — электронная услуга.
СПРАВКА
Суперсервисы — это новый формат предоставления госуслуг, который нацелен на то, чтобы их получение стало для граждан максимально простым и удобным. Один из основных принципов их работы — возможность получения достаточно большого количества услуг без представления бумажных документов и без посещения государственных органов и учреждений.