В Новосибирской области рождается новая отрасль, связанная с обслуживанием электромобилей
В мегаполисе и области установят более 30 станций зарядки для машин, работающих на самом экологичном виде топлива. На запуск одного из таких объектов приехал министр ЖКХ и энергетики региона Денис Архипов.
Станция зарядки электрокаров открылась рядом с железнодорожным вокзалом Новосибирск-Главный. Это 28-я такая станция в мегаполисе. Подобные уже работают в Бердске, Искитиме и Болотном. Правда, пока только по одной точке. К лету 2021 года планируется запустить еще семь электрозаправок на основных и наиболее востребованных маршрутах области — в сторону Алтайского края, Томска, Кемерова, Омска.
В столице региона реализация проекта «Умный город» идет полным ходом.
— Перспективная задача — насытить не только Новосибирск, но и основные транспортные маршруты нашего региона инфраструктурой для обслуживания и зарядки электромобилей. Это важнейшее условие для развития экологически чистых видов транспорта, — подчеркнул министр.
Денис Архипов также отметил, что Новосибирская область — лидер в Сибирском федеральном округе по этому направлению.
— Мы старается поддержать этот проект, — объяснил он. — Может быть, будут введены налоговые льготы для компаний, которые подключатся к его реализации. Ведь кто первый, тот и будет лидером рынка. Уверен, будущее за электротранспортом. Для экологии нашего города это очень важно.
Сплошная экономия
До начала совещания можно было убедиться, что на станции быстрой зарядки электромобиль можно «заправить» всего за полчаса. Одновременно здесь могут обслужить два автомобиля, а за сутки в среднем 40 машин.
Нам продемонстрировали работу ЭЗС на улице Орджоникидзе, 32, в Новосибирске. К ней выстроились в очередь сразу несколько электрокаров. Откуда идет запитка? Представитель компании Андрей Витковский объяснил, что на здании офиса установлена солнечная батарея, которая и обеспечивает электрозаправку невидимым топливом.
— В Новосибирске немало солнечных дней. Это дает возможность для перехода на «зеленые» технологии, что подтвердил наш эксперимент, — сказал Андрей Витковский.
Он также сообщил, что после зарядки, например, автомобиль Nissan Leaf с батареей емкостью 24 киловатта летом может проехать 130 километров, зимой — 80.
— Летом пробег доходил до 140 километров, — подтвердил автолюбитель Иван Ефграфов. — Сейчас около 100. На день хватает. За ноябрь я потратил 1 200 рублей на заправку моего электромобиля. До этого на дизельное топливо приходилось тратить порядка 10 тысяч рублей. Правда, зимой поставил дополнительную печку, которая работает от дизеля, чтобы сэкономить расход основной батареи. Приятно, что моя машина не загрязняет город.
Иван рассказал, как избежать очереди на ЭЗС.
— Мы, владельцы таких машин, создали чат, где сообщаем друг другу: «Подъехал на зарядку. Уеду во столько».
Есть люди, у которых уже не первый электромобиль.
— Семиместный микроавтобус купил месяц назад, — рассказал другой водитель на заправке Алексей Кирютин. — До этого семь месяцев ездил на легковом электрокаре. Сравнивал расходы. Владельцы малолитражки на бензине в год тратят 50–70 тысяч рублей на топливо и масла, а расходы на электромобиль в десять раз меньше.
Но есть же минусы?
На выездном совещании с региональным министром представители мэрии и предприниматели обсудили перспективы «зеленой» энергетики.
— Три года назад наша компания взяла курс на «зеленую» энергетику, — сказал генеральный директор АО «Новосибирскэнергосбыт» Карен Дашьян. — В мире сейчас уже более восьми миллионов электромобилей. В нашей стране таких машин всего около шести тысяч. Но в Москве и Петербурге все быстро меняется. Уверен, Новосибирск может стать передовым городом в области экологических проектов и технологий. Столица Сибири входит в десятку самых солнечных городов страны, есть все основания для продвижения «зеленых» технологий.
Достоинства электромобилей, в частности, их экономичность, уже оценил бизнес, особенно связанный с доставкой товаров — направление, которое получило большое развитие в период пандемии.
Но при всех плюсах имеются и минусы: в мороз холодная батарея электромобиля не заряжается, ее сначала нужно разогреть, это можно сделать на станции переменного тока. Да и самих станций пока не хватает. Андрей Витковский сообщил, что в планах у компании установить небольшие зарядные станции во дворах многоквартирных домов — вечером запарковался, подключился, и к утру машина снова готова к работе.
О планах развития проекта
Правда, сейчас при установке станций предприниматели сталкиваются со сложностями, связанными с насыщенностью городской среды инженерной инфраструктурой, пересечением существующих коммуникаций, с выделением точки подключения. Для развития необходимы изменения региональной нормативно-правовой базы.
В Новосибирске, который имеет выгодное географическое положение, планируется создать центр развития и поддержки отечественных производителей ЭЗС. Инвесторам не нужно будет посещать заводы в Перми и Томске — все вопросы, в том числе по обслуживанию, можно будет решить в столице Сибири. Здесь же предполагается разместить выставочный полигон, где потенциальные покупатели смогут посмотреть, как работают зарядные станции в неблагоприятных погодных условиях — во время сильного мороза или ливня.
— Еще два года назад к нам обращались новосибирцы с просьбой открыть станции зарядки электромобилей, — сказал начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько. — Хорошо, что они сейчас появились возле торговых центров, очень удобно — человек поставил на зарядку машину, а сам делает покупки в магазине.