Образовательные учреждения делают ставку на информационные технологии
Почему интернет-технологии целесообразно внедрять не только в образовательную, но и в административно-хозяйственную деятельность всех школ?
Об этом заместителю губернатора Новосибирской области Сергею Нелюбову и журналистам рассказывали 23 марта в ходе демонстрации проекта «Умная школа» в лицее № 22 «Надежда Сибири».
Сплав проектов
В самом начале мероприятия директор учреждения Лариса Потеряева предупредила собравшихся, что сегодня будут презентовать не только «Умную школу», но и итоги двух федеральных проектов, которые были реализованы в лицее.
— Это создание инфраструктуры в рамках государственных программ «Цифровая экономика» и «Цифровая образовательная среда», — уточнила она. — Было поставлено большое количество оборудования, начиная с современного компьютерного и заканчивая контролем доступа детей, свободной зоной Wi-Fi, разными датчиками. С инициативой создания «Умной школы» вышла компания «Элтекс», и, соответственно, сегодня мы презентуем с упором именно на этот проект.
Фото с сайта nso.ru
По словам директора «Элтекса» Алексея Черникова, это попытка сделать следующий шаг в развитии инфраструктуры.
— То есть заложить сервисы для возможности обучения в цифровом виде, чтобы не было бумажных носителей, — расставил он точки над i. — У нас такой проект уже есть в Санкт-Петербурге, где ученики обучаются по планшетам, и небольшой — в Москве.
Что касается «Умной школы» на базе лицея № 22, проект направлен на повышение эффективности административной и хозяйственной деятельности учреждения. Немаловажный бонус — комфорт для всех находящихся в здании. Новосибирский разработчик и производитель телекоммуникационного оборудования «Элтекс» предусмотрел сервисы голосового управления климатом и освещением, системы безопасности, автоматический мониторинг открытия и закрытия окон, датчики реагирования на внештатные ситуации.
Датчики собирают и передают информацию в Центр обработки данных Новосибирской области. В лицее управление системой осуществляется с помощью голосовых команд через приложение на смартфоне.
В действии
Утро, школьники спешат на занятия. Из-за постоянного открывания входных дверей на первом этаже лицея может стать прохладно.
«Температура в холле!» — задает команду директор. Следует отзыв: «Температура в холле двадцать два и девять градусов. Температура в норме». За это отвечают терморегуляторы: в зависимости от показаний датчиков они повышают или снижают градус. Тепловые завесы также управляются голосом, при необходимости их можно выключить на время — это помогает обеспечить комфортный микроклимат и экономит электроэнергию.
Фото с сайта nso.ru
А вот как работает сценарий с датчиками открытия окна: уведомление поступает охраннику, который видит все, что происходит по периметру школы. Датчики в точках доступа собирают и передают информацию на интернет-платформу правительства Новосибирской области, которая, в свою очередь, может отправлять ее на телефон и компьютер на рабочем месте учителя.
Новейшие технологии помогают воплощать различные сценарии урока. «Включить проектор!» — дает команду в кабинете химии учитель Ирина Пухнярская. «Сценарий запущен», — отзывается «Умная школа», попутно выключая источники освещения возле доски и опуская жалюзи.
Фото с сайта nso.ru
«Микроклимат в классе!» — проверяет педагог температуру и качество воздуха в кабинете. Ответ: «В классе температура двадцать четыре и два градуса. Содержание углекислого газа в норме». Мониторинг микроклимата ведется на протяжении всего урока. При отклонении от заданных параметров поступает сигнал либо включить кондиционер, либо проветрить. При срабатывании датчика протечки там, где находятся раковины, вода автоматически отключается.
В спортивном зале директор демонстрирует, как сработает система, если будет разбито стекло или понадобится вызвать медработника: соответствующие уведомления приходят на телефон врачу и охраннику, и оба появляются немедленно.
Есть к чему стремиться
В лицее № 22 делают акцент на ранней профориентации детей, использовании прогрессивных методов обучения и повышении доступности образования. Здесь создана хорошая материально-техническая база. Широко внедряются интернет-технологии, которые во многом и позволяют испытать, насколько проект «Умная школа» действительно нужен.
Фото с сайта nso.ru
Пока он охватывает не все здание, однако руководство успело подсчитать: экономия бюджета на электроэнергии составляет 10 процентов, а это 100 тысяч рублей в год. На аналогичную сумму можно сократить расходы на теплоснабжение. Согласно законодательству в сфере энергосбережения высвобожденные средства дозволяется направить в фонд оплаты труда — например, техническим работникам.
«Умная школа» в лицее № 22 — пока вариант показательный, но министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов уверен, что подобные сервисы должны стать стандартом.
— Сейчас с министерством образования мы говорили о том, что раздел, связанный с технологиями, которые опробовали на базе этой школы, станет стандартным разделом в школах, которые будут строиться, — сообщил Анатолий Дюбанов. — И в этом году будет выполнено проектирование по всем школам Новосибирской области, чтобы в последующие годы, в том числе в сельской местности, эти технологии могли применяться. Очень хорошо, что в этом году заканчивается тоже большой федеральный проект по обеспечению Интернетом социально значимых объектов. У нас все школы вошли в этот проект и будут подключены к оптоволокну до конца года. Соответственно, федеральный стандарт будет соблюден. Это 100 мегабит минимум в школах городских, в которых много детей учится, и минимум 50 мегабит в сельских, где недавно по медным линиям был очень медленный Интернет, в десятки раз медленнее, чем новые стандарты и возможности.
Фото с сайта nso.ru
Напомнив, что регион стремится «войти в пятерку лучших по системе образования», заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов подчеркнул:
— То, что сегодня происходит в лицее с точки зрения организации учебного процесса, с точки зрения наполнения содержанием, — это одно из трендовых событий, которые вообще в системе образования происходят не только в России, но и в мире. Сегодня очень важно создавать условия для доступности и равенства на территории региона, и надо сказать, что дистанционная форма взаимодействия с районами области решает эту задачу. И это в соответствии с законом «Об образовании». То есть на самом деле сегодня задача повышения качества образования региона нам по плечу, поскольку есть вот такие лидеры и есть к чему стремиться другим образовательным организациям. Поэтому, думаю, эта задача вполне выполнима.