Время «ковидных аншлагов»

16.12.2020 12:10 15

Время «ковидных аншлагов»

Генеральный директор Новосибирской филармонии об итогах года

Пять с половиной месяцев концертная организация не работала из-за пандемии и встретилась со зрителями только этой осенью.

О том, что изменилось в жизни артистов за первые месяцы работы после вынужденной изоляции, какие идеи планируется воплотить в жизнь в будущем году и при чем тут зритель, рассказывает генеральный директор Новосибирской филармонии Александр Бочарников.

Публика пошла

По словам Александра Бочарникова, филармония после выхода из локдауна очень изменилась. Особенно если сравнивать с тем, как организация функционировала до пандемии.

Время «ковидных аншлагов»

Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

— Можно говорить о множестве факторов, которые повлияли на ситуацию, — поясняет генеральный директор. — Но главная причина объективно в том, что люди стали бояться общественных мест из-за страха заболеть. А когда началась вторая волна, зритель перестал ходить вовсе. Конечно, сегодня психологический барьер у многих преодолен. Если говорить о декабре, зрителей стало больше. И я говорю не о каких-то значимых концертах или известных фестивалях. С 15 ноября было принято решение губернатора о пятидесятипроцентной загрузке зала. Несмотря на это, если судить по последним концертам, посещаемость ощутимо выросла. Вчера у нас был «ковидный аншлаг». И вы не смейтесь, в Москве действительно недавно появился такой термин. В столице уже есть понятие «ковидная аншлаговая стоимость», «ковидная загрузка зала» и, конечно, «ковидный аншлаг». Вот вчера он на программе «Queen» ансамбля Павла Шаромова и был — мы продали пятьдесят процентов зала, буквально под завязку.

Еще одно изменение в работе филармонических организаций: сейчас публика начинает активно покупать билеты лишь за пять дней до концерта, а до пандемии в кассу начинали приходить за три недели.

Время «ковидных аншлагов»

Белый фестиваль, «Сати-видения», Дмитрий Илларионов (гитара) и Николай Сивчук (баян), Иван Бессонов (фортепиано). Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

— И это касается не только новосибирских коллективов, которые у нас известны и любимы, но и гастролирующих артистов, с которыми сложнее. Похоже, публика не до конца уверена, что человек все же приедет, — отмечает Александр Бочарников. — Например, недавно мы объявили, что на фестивале выступит один из друзей Вадима Репина — известный пианист Николай Луганский. Когда он прилетел, мы его показали по телевизору, что он уже в городе. В итоге был «ковидный аншлаг». Публика поняла, что человек уже на месте и концерт совершенно точно будет.

Зрителя не обманешь

Самый главный вывод, который можно сделать из ситуации с пандемией, — публика сама определила тот срез мероприятий, которые нужны или не нужны филармонии на перспективу.

— Например, во время этого сезона мы отказались от части абонементов, — сообщил генеральный директор. — Просто потому, что публика сказала, что ей это сейчас не нужно. Нам дешевле вернуть все деньги за некоторые абонементы, извиниться перед зрителями или пригласить их на другие концерты, чем думать о том, придет ли кто-то к нам или нет и сколько мы в итоге потерпим убытков. Это еще и очень показательная история для наших внутренних планирований — стоит ли в будущем собирать тот или иной абонемент в том формате, в котором он был придуман.

Время «ковидных аншлагов»

Белый фестиваль, «Сати-видения», Дмитрий Илларионов (гитара) и Николай Сивчук (баян), Иван Бессонов (фортепиано). Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

Жизнь, в том числе в искусстве, изменилась. Пандемия обнажила проблемы экономического характера.

— И творческие люди это тоже стали понимать, — отмечает Александр Бочарников. — Впрочем, и до ковида было ясно, что к потребностям и пожеланиям зрителей нужно относиться внимательнее. Конечно, искусство бывает и коммерческим, и некоммерческим, и филармония тоже занимается музыкой самых разных жанров. Но, как оказалось, все равно бывают программы проходные и совсем не проходные. Народ не обманешь, нужно искать выигрышные форматы для каждой конкретной аудитории. «Зачем?» и «Для кого?» — эти вопросы должен задавать себе в первую очередь человек, который выходит на сцену.

Планы и планки

Как рассказал Александр Бочарников, начиная с 12 сентября самыми успешными можно считать мероприятия Транссибирского арт-фестиваля, из-за пандемии перенесенные на осень. А прямо сейчас в филармонии идет Белый фестиваль, программы которого значительно отличаются от того, что традиционно привыкли видеть в филармонии.

— Не все считают, что клубный формат подходит для филармонической сцены, — признается генеральный директор. — Но выступление, например, Теоны Контридзе не только дало хорошие сборы, но и приятно удивило публику. Конечно, мы не собрали полный зал — сейчас это вообще невозможно, но это было событием, был успех. А тем, кто кидал в нас камни по поводу «клубного формата», хочу сказать, что Теона 31 декабря выступает уже в концертном зале «Зарядье» — это сегодня самая популярная академическая площадка страны. Программы Белого фестиваля, которые проходят в эти дни, держат высокую планку. Новосибирский симфонический оркестр — это практически бренд Новосибирской области. Первый абонемент симфонического оркестра продан полностью. Очень хорошо идут и на эстрадный оркестр, и на другие коллективы. И хотя наша публика максимально сегментирована, те проекты, которые были популярны раньше, востребованы и сегодня.

Время «ковидных аншлагов»

Фото предоставлены Новосибирской государственной филармонией

Что касается планов на следующий год, сейчас говорить об этом сложно.

— Во-первых, мы ничего не знаем о планах наших зарубежных коллег, афиша которых уже расписана на 2022 год, а о сезоне 2021 года, кажется, никто и не думает, — говорит Александр Бочарников. — Однако Транссибирский фестиваль все же пройдет с 22 марта по 15 апреля. Мы обязательно проведем большие знаковые фестивали — Рождественский, Credo Horus, собираемся снова организовать Сибирские валторновые дни. Будем развивать арт-пространство, которое недавно открылось в Доме Ленина, планируем серьезные выставочные проекты.

Если обычно филармония начинает продажу абонементов на следующий сезон с февраля, то в будущем году — приблизительно с середины марта. Если же говорить о детских программах, то сейчас большинство из них приостановлены.

— Мы не показываем детские программы, которых у нас очень много, начиная от программ для грудничков и мам до подростковых, в том числе рассчитанных на посещение классами, — комментирует Александр Бочарников. — Но новогодние представления для детей — «Новогодние приключения Маши и Вити», «Доктор Айболит», «Щелкунчик» — состоятся, пусть и без интерактива возле елки. Детские форматы возобновятся, когда схлынет пандемия. Некоторые вернутся уже в обновленном виде.

За время пандемии в филармонии появились и онлайн-проекты. Правда, не всем зрителям они оказались по душе, филармоническую музыку все же хочется слышать вживую.

— Ясно одно: несмотря на все трудности, которые на нас свалились, наши исполнители не унывают, хотят работать и ждут своего зрителя, — резюмирует Александр Бочарников. — Филармония дала в октябре 59 концертов, в ноябре — 56. И те, кто приходит, — это проверенная временем публика, ей уже ничего не страшно! Ведь человек идет в филармонию в первую очередь за эмоциями, ощущениями. А когда впечатления от концерта совпадают у исполнителя и у зрителя — это самое лучшее, что может быть. Ради таких моментов мы и работаем.

Досье
Александр Сергеевич БОЧАРНИКОВ
Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель-технолог», затем — Высшую школу культурной политики в гуманитарной сфере МГУ имени М. В. Ломоносова. Начинал свою деятельность с должности главного администратора Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск». Затем работал главным администратором и заместителем директора по развитию Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Входил в исполнительную дирекцию Международного Рождественского фестиваля искусств. В 2006 году продолжил деятельность в Московском академическом театре сатиры в должности главного администратора, впоследствии — заместителя директора по работе со зрителями. Имеет благодарность министра культуры России, награжден почетной грамотой Новосибирской области. Вступил в должность генерального директора Новосибирской государственной филармонии 17 августа 2020 года.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Костромская область получит 3,5 миллиарда рублей на очистку Волги ЗАГСы Самарской области теперь работают по предварительной записи Под Костромой от взрыва газа жителей спасла разумная подозрительность К границам России приближается высокопатогенный птичий грипп Фестиваль пляжных видов спорта пройдёт в Самаре

Последние новости