«Народы Крыма» — так называется выставка, которая экспонируется с прошлой недели в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника. Она привезена из Крымского этнографического музея, расположенного в столице южной республики городе Симферополе.
На открытии выставки прозвучало видеобращение директора этого музея Ю.Н. Лаптева. Одной из характерных отличительных черт Крымского полуострова он назвал его многонациональный состав, сформировавшийся на протяжении средневековья и новейшего времени. Более подробный рассказ о народах, проживающих в Крыму, зрители услышали от заместителя директора КЭМ Л.А. Науменко.
По последней переписи населения, проводившейся в 2014 году, в республике проживает более 120 национальностей и этнических групп. А поскольку при таком многообразии в Крыму не существует кафедры этнографии, то вопросами изучения народов и сохранения их культурного наследия занимаются наши коллеги из Крымского этнографического музея, образованного в 1992 году. В настоящее время собраны предметы, артефакты, документы и другие материалы, отражающие жизнь и деятельность 25 народов, проживающих на этой территории. Так что работа предстоит ещё очень большая и трудоёмкая.
Открывают выставку «Народы Крыма» карты и диаграммы национального состава по переписи населения 1897, 1926, 1939, 1989, 2001 и 2014 годов. Как в первой, так и в последней переписи самыми многочисленными этническими группами остаются русские, украинцы и крымские татары. Но если в 1897 году их было соответственно 180 963, 64 703 и 194 294 представителя, то в 2014 году стало 1 492 078, 344 515 и 232 340. В целом же за эти 117 лет население выросло в 4 раза — с 546 592 (1897) до 2 284 769 (2014) человек.
Выставка знакомит с такими проживающими в Крыму народами, как армяне, белорусы, болгары, греки, евреи, итальянцы, караимы, крымские татары, крымские рома, крымчаки, немцы, русские, украинцы, чехи и эстонцы. На посвящённых им планшетах размещены исторические справки о том, с какого времени данная этническая группа появляется в Крыму и каким образом складывается её жизнь на этой территории. Информация проиллюстрирована фотографиями типичных представителей каждой народности, культовых сооружений и жилых построек. Дополнением к этому служат музейные экспонаты в виде национальных костюмов, музыкальных инструментов, домашних рукоделий, предметов, которые использовались в быту, ремёслах, при оправлении религиозных обрядов.
Для многих из нас Крым ассоциируется с местом отдыха, морем, пляжем, красивыми видами, тёплой погодой. Но выставка показывает насколько непростыми были процессы освоения этой территории. Не раз приходилось её жителям покидать насиженные места и вновь возвращаться, пережить в годы фашистской оккупации холокост. Особенно сильно волны миграции захлёстывали полуостров в XVIII, XIX и XX столетиях. Так, после падения Крымского ханства и присоединения полуострова к Российской империи последовал большой отток крымских татар на территорию Турции. Чтобы заполнить опустевшие земли, царское правительство приглашает европейцев. В результате в Крыму появляются немцы, чехи, эстонцы и болгары, которые отдают предпочтение компактному проживанию в кругу своих сородичей.
К числу старожительского населения республики относятся евреи, армяне, греки, крымские татары, караимы, крымчаки и крымские рома, чьё самосознание сформировалось именно на этой территории. Первые появились здесь ещё во времена античности, но сейчас их община небольшая и насчитывает чуть больше 3000 человек. Последние, которых у нас принято называть цыганами и считать людьми, занимающимися сомнительным промыслом, в Крыму являлись достаточно деятельным населением. Они зарабатывали на жизнь извозом и торговлей лошадьми, были кузнецами, лудильщиками, вожатыми медведей, золотых и серебряных дел мастерами, музыкантами. Цыганские ансамбли непременно приглашали на праздники и свадебные торжества.
Характерной чертой старожильческого населения можно назвать пристрастие к кофе. Не случайно на выставке можно увидеть всё, что использовалось при его изготовлении и питие: цилиндрические кофемолки дегирмен, кофеварки джезве, сливочник и молочник, подставки под кофейные чашечки зарфы, которые изготовлялись из самых различных материалов — дерева, панциря черепахи, рога, кости, глины, простого и драгоценных металлов, меди, латуни. По свидетельству путешественников кофейные заведения появились в Крыму в XVIII веке. В 1877 году только в Бахчисарае насчитывалось 17 кофейных домов, в которых царили порядок, чистота и тишина. Правда, было довольно дымно, потому что кофеманы, как правило, много курили.
Общим национальным блюдом народов Крыма являются чебуреки. И в экспозиции можно увидеть две разновидности ножей, которыми режут тесто при их изготовлении. А ещё на выставке представлен целый комплекс медной посуды, которая также стала отличительной приметой этой территории. Здесь и казаны, и вёдра для воды, и тазы для варки варенья, и сковороды, и комплект для подачи плова и знаменитые гугумы — кувшины, в которых женщины и девушки носили ключевую воду. Для последних это была ещё и возможность познакомиться с молодыми людьми, которые специально поджидали их у источников, зная, что только здесь ничто не помешает их беседе.
Экспозиция охватывает сравнительно небольшой исторический период — с конца XIX до середины XX веков. В это время здесь жили не только переселившиеся с Западной Европы немцы, эстонцы, болгары и чехи, о которых рассказывает выставка. По данным переписи 1897 года в состав населения Крыма входили французы, финны, шведы, венгры, латыши, литовцы, англичане, сербы, голландцы и норвежцы. Но, как уже было сказано, самыми представительными этническими группами были наряду с крымскими татарами русские и украинцы. Их материальную культуру на выставке олицетворяют яркие национальные костюмы, головные уборы и разнообразные пестротканые, вышитые и кружевные полотенца.
Среди традиционных головных уборов русского народа можно увидеть кокошники, борушку, сороку, повойник, сборник, бархатник. Полотенца, которые издавна служили в качестве дара, оберега, покрывала, символа праздника, большей частью украшены вышивками в виде орнаментов и цветов. Но на их фоне особо выделяются те, на которых вышиты сюжетные композиции: свидание, девушки, идущие по воду, танцоры и музыканты. Многие из них сопровождаются надписями, например: «Пляши Ванюшка на моей пирушке» или (в оригинальной орфографии) «Маладец каня паил. Къ красной девки привадил».
Рассказывая об этой выставке, нельзя не упомянуть о том, что Крым и Елабугу связывает имя Марины Цветаевой. Там, в Коктебеле, в гостеприимном доме поэта и художника Максимилиана Волошина она встретила своего мужа Сергея Эфрона. Об этом месте и его необычайном хозяине написала цикл стихотворений и очерк «Живое о живом». В его стихотворении «Дом поэта» есть отрывок, в котором говорится о заселения Крыма с глубокой древности:
Наносы рек на сажень глубины
Насыщены камнями, черепками,
Могильниками, пеплом, костяками.
В одно русло дождями сметены
И грубые обжиги неолита,
И скорлупа милетских тонких ваз,
И позвонки каких-то пришлых рас,
Чей облик стерт, а имя позабыто.
Сарматский меч и скифская стрела,
Ольвийский герб, слезница из стекла,
Татарский глёт зеленовато-бусый
Соседствуют с венецианской бусой.
А в кладке стен кордонного поста
Среди булыжников оцепенели
Узорная арабская плита
И угол византийской капители.
Каких последов в этой почве нет
Для археолога и нумизмата —
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата!..
Выступая на открытии выставки, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р. Руденко сообщила, что в этом году намечено осуществить несколько проектов с Крымом. К Цветаевским чтениям будет приурочена выставка из Историко-культурного мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина», а во время Спасской ярмарки планируется приезд десяти крымских художников и такого же количества мастеров декоративно-прикладного искусства.
Источник: elabuga.com