Практически в каждом письме, которое получает региональная Госжилинспекция, граждане требуют призвать управляющие компании к ответу: «Вы должны их наказать!» Взаимопонимания между УК и собственниками нет и не было. Консультанты на местах зачастую грубы и некомпетентны, а диспетчерские службы и прочие нововведения почему-то не срабатывают.
Горячие вопросы ЖКХ разбирали участники публичного обсуждения результатов правоприменительной практики регионального государственного контроля (надзора). Доходит до абсурда: жители многоквартирного дома просят наладить освещение в подъезде, починить выключатель, вкрутить лампочку, но в УК отфутболивают из кабинета в кабинет. Пройдя все круги ада и потеряв терпение, собственники пишут в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области (ГЖИ). Возникает вопрос: неужели ради обычной лампочки инспекторы должны устраивать проверку, тратить время и деньги?
В ГЖИ нашли более простой выход из ситуации. Если речь идет о мелких нарушениях, управляющей компании высылают предупреждение о том, какие проблемы надо устранить. УК должна отреагировать оперативно, а затем отчитаться и доказать, что ситуация исправлена и жильцы довольны. Впрочем, для оформления предупреждений тоже нужны и рабочие руки, и рабочие часы. А кто возместит потерю нервных клеток людям, которых вынудили обивать пороги инстанций ради банальных мелочей? Задача коммунальщиков — организовать работу так, чтобы у граждан не было необходимости обращаться к инспекторам, задача инспекции — четко сформулировать, что именно считается недоработкой, подчеркнули участники обсуждения.
Органы госнадзора меняют подходы к делу. По словам руководителя ГЖИ региона Евгения Пономарёва, в результате реформ они должны превратиться из карающего меча правосудия, государева ока в консультирующий орган, который помогает бизнесу в развитии. Госжилинспекция усилила работу по профилактике правонарушений в жилищной сфере, и это уже принесло определенный эффект. За девять месяцев текущего года число обращений граждан и юридических лиц в инспекцию снизилось на 10 процентов. Количество проверок и сумма штрафов перестали быть главными критериями эффективности работы.
— Суммы выписанных инспекцией штрафов управляющим компаниям ежегодно уменьшаются, количество проверок в 2017 году снизилось на 31 процент, — сообщил Евгений Пономарёв.
Какие нарушения со стороны УК самые распространенные? Чаще всего потребители жалуются на неисполнение заявок — мол, обращались в управляющую компанию многократно, а воз и ныне там. Но что же делать, спрашивают коммунальщики, если, например, в отопительный сезон обращений поступает очень много и специалисты не справляются?
— Уже почти все компании ввели единую диспетчерскую службу, но люди по привычке приходят в ЖЭУ, и там обращения зачастую не фиксируют, — прокомментировал Леонтий Коновалов, заместитель руководителя ГЖИ Новосибирской области. — Просьба организовать работу так, чтобы жалобы на местах не пропадали.
Очень часто собственники многоквартирников просят починить худую кровлю. Если такой сигнал поступил, представители УК должны пообщаться с жителями, написавшими обращение, и проверить, есть ли дефект. Если да, придется принять срочные меры, расстелить пленку, а затем организовать все необходимые работы. Бывает, кровля аварийная, пытаться ее подлатать — себе дороже. В таком случае нужно провести экспертизу и начать разговор с профильным региональным министерством о переносе сроков ремонта.
Участились обращения по поводу аварийного состояния карнизов, балконов, и здесь тоже есть вполне определенный набор мер, которые должна принять УК: оградить участок, где может произойти обрушение, обработать бетон, чтобы он не крошился дальше, убрать оголение арматуры. Если ремонта требуют все балконы, опять-таки следует провести экспертизу и поднять вопрос о капремонте.
Наконец, еще одна актуальная тема — состояние подъездов. После весеннего и осеннего осмотра УК обязаны выносить вопросы, касающиеся ремонта, на собрания собственников жилья. Хотят жители наводить в подъезде порядок или нет, решать им. Главное — определить меру ответственности управляющей компании и собственников, обеспечить взаимодействие и взаимопонимание.