Скоро управленческие решения будет принимать искусственный интеллект
Биометрические паспорта, «цифровые двойники» целых отраслей экономики, Интернет вещей, «умные» города и регионы, компьютерные программы вместо чиновников — все это мировые тренды использования цифровых технологий в государственном управлении. И что особенно важно, многое из кажущегося фантастикой уже реально применяется.
Вопросы цифровизации управления обсуждали на межрегиональной научно-практической конференции «Цифровизация публичного управления: конструируя региональную повестку», организаторами которой выступили Фонд развития гражданского общества и Российская ассоциация политической науки. В конференции приняли участие эксперты из сибирских регионов — Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, Хакасии и Бурятии.
Как выйти из «цифрового зоопарка»
Сегодня цифровые технологии — неотъемлемая часть нашей жизни, и сталкиваться с ними приходится в самых неожиданных областях. В этом есть как плюсы, так и минусы. Те же социальные сети дают возможность оперативно связаться и пообщаться практически с любым человеком. Но, с другой стороны, исчезает приватность, каждый из нас оставляет мощный «цифровой след». В Китае пошли еще дальше: там практически вся страна постоянно живет под прицелом видеокамер, и каждый житель Поднебесной может оценивать своих сограждан. И того, кто наберет много отрицательных оценок, не возьмут на хорошую работу, ему не дадут кредит в банке и даже не продадут билет на самолет. Совсем как в известной антиутопии Евгения Замятина, где люди живут в домах со стеклянными стенами. И это будущее уже наступило.
В нашей стране дела обстоят несколько иначе. По мнению эксперта Совета Федерации Федерального Собрания РФ Романа Урнышева, который, кстати, в свое время был директором первого в регионе МФЦ, сегодня подход к цифровизации в России можно охарактеризовать как «цифровой зоопарк». В стране имеется множество цифровых систем в самых разных отраслях и областях, но они никак между собою не связаны и, соответственно, никак не взаимодействуют. Поэтому ничего толком не работает. Вместо клика мышкой приходится бегать с бумажками.
— Если в России не поменяется подход, то разрыв с мировыми IT-лидерами будет только расти, — отмечает эксперт. — И судя по всему, понимание этого есть. Сегодня в стране ведется создание национальной системы управления данными, или НСУД. На развитие базовой инфраструктуры в бюджет заложено больше 1,6 триллиона рублей до 2024 года. На мой взгляд, главные условия успеха цифровизации — обеспечение скоростным Интернетом даже самых отдаленных районов, а также создание цифрового профиля каждого гражданина.
Сегодня наш регион является одним из лидеров этого направления. Напомним, что в Новосибирской области успешно завершен проект по устранению цифрового неравенства: оптоволокно проложено в 279 населенных пунктов с числом жителей от 250 до 500 человек. Как известно, эту программу дополняет региональная программа «500+» для сел и деревень с населением больше 500 человек. 122 такие территории уже обеспечены доступом к скоростному Интернету.
Человек против машины
— Без скоростного доступа в Интернет очень сложно построить цифровое государство. Если не довести его до каждого жителя страны, то в экономике мы будем еще больше проигрывать. Если сейчас у нас около трех процентов мирового ВВП, то с отставанием от цифровой экономики наша доля будет только снижаться, — подчеркивает Роман Урнышев. — Большая ставка сегодня делается на искусственный интеллект. Но его внедрение несет как преимущества, так и проблемы. С одной стороны, получается безработица, потому что многие задачи, которые сегодня решают люди, будет решать компьютер. С другой стороны, мы видим дефицит кадров. Если мы говорим про IT-специальности, то нам не хватает уже более миллиона человек, и эта цифра будет только расти.
По словам Романа Урнышева, в России управление на всех уровнях осуществляется практически вручную и напрямую зависит от талантов конкретного руководителя. В то же время мировой тренд сегодня — использование искусственного интеллекта в принятии управленческих решений. Но пока в нашей стране не создана и не запущена национальная система управления данными, о внедрении искусственного интеллекта говорить рано. Точнее, бессмысленно: какое решение можно принять, не имея полной картины?
Но будут ли машины в нелегком деле управления успешнее людей? Вопрос остается открытым.
КОММЕНТАРИИ
Ольга БЛАГО, председатель Избирательной комиссии Новосибирской области:
— Электоральные процессы в нашей стране тоже подвержены постепенному захвату со стороны цифровых технологий. Центральная избирательная комиссия принимает участие в реализации отдельных проектов федеральной программы цифровизации экономики. Например, с 2011 года мы используем комплексы обработки избирательных бюллетеней, и неприятия со стороны людей не наблюдается. Во время выборов на участках действуют системы видеонаблюдения, и каждый желающий может посмотреть, что там происходит. Государственная автоматическая система «Выборы» позволяет за короткий срок обрабатывать большие объемы информации. Кстати, сейчас готовится новая версия этой системы. Прекрасно зарекомендовал себя механизм «Мобильный избиратель» — во время президентских выборов 2018 года им воспользовались более 5 миллионов человек, проголосовав не по месту регистрации, а по месту фактического пребывания. Проходит испытания экспериментальная система дистанционного голосования. На мой взгляд, дистанционное голосование не предполагает замену традиционного, это лишь одна из возможных форм, которую избиратели могут использовать при наличии объективных причин. С моей точки зрения, недостатками этой системы являются проблема идентификации личности и сложность выявления фактов воздействия на волеизъявление граждан.
Александр ГОРНШТЕЙН, начальник департамента связи и информатизации мэрии города Новосибирска:
— Фактически в мире отсутствует хотя бы один «умный» город. Технари что-то придумают, пытаются навязать управленцам, но это не работает, потому что концепцию должны придумывать аналитики. Тем не менее, чтобы облегчить работу чиновников, вводятся всевозможные цифровые платформы и системы. Одна из таких систем — «Смарт сити», она направлена на упрощение управления внутренними системами города и взаимодействия между горожанами и чиновниками. Я полагаю, что сегодня на территории нашей страны наиболее реально реализовать подсистему «Умная инфраструктура», но и здесь есть свои подводные камни. Для того чтобы инфраструктура работала рационально, вся она должна быть учтена в системе. Вот пример. В Новосибирске есть такая информационная система, как «Выдача разрешений на разрытие». А есть такая информационная система, как «Плановый ремонт дорог». Но, согласитесь, мы систематически видим, что сначала дорогу ремонтируют, а через некоторое время там роют траншею. А ведь можно было бы построить такой идеальный график, чтобы сначала ремонтировали трубы, а только потом обновляли асфальт.
Денис БОРИСОВ, заведующий кафедрой мировой экономики НГУЭУ:
— Государству необходимо пересмотреть подход к цифровому буму, который мы наблюдаем сегодня, и устранить ряд недостатков. У наших государственных деятелей есть определенная мифологизация этого процесса. Первый момент. Цифровизация — это только экономика и реализация прежде всего компонентной базы. И основные страны-производители, развитые страны, создают определенный спрос через маркетинг, и сама цифровизация, по сути, превращается в стеклянные бусы, которые они бросают туземцам и говорят: «Покупайте, а то будете отсталые». Второй момент. Цифровизация — это все-таки форма, а не содержание. Она может усилить положительные либо отрицательные качества содержания. А мы понимаем, что эталонное качество государственного управления и институтов у нас еще не сложилось. И получается, что на эту некачественную основу мы начинаем нанизывать цифровизацию. Все изъяны, которые есть в нашем государственном управлении, при этом кратно увеличиваются. И третье. У верхов на основе больших данных, которые поступают из некачественных отчетов, формируются определенные цифровые розовые очки.