Ученики новосибирской школы пообщались с ветераном-афганцем
В преддверии Дня Победы партия «Единая Россия» совместно с Союзом ветеранов Афганистана проводит патриотическую акцию «Встреча с героем», организуя визиты ветеранов в классы. Одно из таких мероприятий прошло в средней школе № 32. Бывший разведчик ГРУ, ветеран Афганистана и Чечни Евгений Хаваев рассказал детям о том, как он попал на войну, как воевал и почему настоящий мужчина должен быть готов защищать свою Родину.
Обычная средняя школа. В классе собрались ребята разного возраста, от пятиклассников и старше. Гость у них сегодня необычный. Это людям старшего поколения кажется, что Афганская война была совсем недавно. А тем, кто сегодня сидит за партой, эти события видятся страшно далекими. И не совсем понятно: как это так, ты живешь обычной жизнью, все хорошо, и вдруг ты оказываешься там, где стреляют и убивают?
Евгений Хаваев свой путь не выбирал. Все решили за него. Тогда молодых парней как-то не особо и спрашивали: пришел в армию — служи там, куда Родина пошлет.
— Родился я в Новосибирске, но вырос в Ташкенте, там же окончил электротехнический техникум, — вспоминает Евгений. — Когда получил диплом, меня, как и положено, призвали в армию. Было это в 1985 году. В военкомате не говорили, где мы будем служить. Посадили в поезд, сказали: мол, поедете в Сибирь. А поезд пошел в Чирчик. Если кто не знает, там в советское время учебка была, в Афган ребят готовили. Спецназ ГРУ. Ну, понятно стало, какая это Сибирь…
В учебке парней не жалели, гоняли на совесть. По словам Евгения Хаваева, этот процесс достаточно правдиво показан в фильме «Девятая рота». Полгода постоянных тренировок, многокилометровых кроссов по горам с полной выкладкой сделали свое дело. Тренировали в основном выносливость и умение хорошо стрелять. Именно это нужно в первую очередь, чтобы выполнить боевую задачу. И просто выжить. А всяческие рукопашные бои — это, по словам ветерана, кино для зрителей. Зачем ногами махать, если можно просто нажать на курок?
— Вы знаете, ребята, зачем нас вообще послали в Афганистан? Не знаете? Если бы мы туда не пришли, пришли бы американцы. И не просто пришли, а установили бы там свои ракеты. Кто карту помнит, там уже совсем рядом Казахстан и Сибирь. Эти ракеты прямо на нас смотрели бы, — разъясняет политику ветеран-афганец. — Это, во-первых. А во-вторых, мы уничтожали караваны с наркотиками. Это страшная беда. За десять лет Афганской войны погибло около 15 тысяч советских солдат. А от наркотиков сегодня в России в год гибнет не меньше 30 тысяч. Так что все правильно мы делали.
За время встречи Евгений Хаваев многое рассказал детям. О том, как жили в глинобитной казарме без стекол (отверстия в стенах зимой затягивали пленкой). О том, как переносили адскую жару (летом в пустыне температура доходит до семидесяти градусов). О том, как берегли воду, которая в прямом смысле означает жизнь: сутки на жаре без воды, и человек уже не может самостоятельно зайти в вертолет, приходится заносить его на руках. О верных друзьях, которые помогли выжить. О том, как искали «духов» в пустыне: летят вертолеты, в каждом боевая группа по десять человек, нашли караван — начинается бой, а противников может быть и вдвое больше. О том, как взрывали «добычу» — наркотики.
— Запомните главное: война — это не романтика. Это страшное дело. Жалеть там никого не будут, это не игрушки, — говорит Евгений. — Я знаю, вы уже патриоты. Вы с этим родились. Когда надо будет, процентов десять из вас испугается и сбежит, а остальные пойдут воевать. Я в Афганистане был полтора года и в Чечне три года служил, знаю, о чем говорю.
После встречи ребята расходятся молча. Им есть о чем подумать. Когда Евгений спросил, кто хочет служить в армии, в классе подняли руку всего несколько учеников, в том числе пятиклассник Павел Торф. Он точно знает: служить будет. Как его отец. А Паша любит отца и гордится им.
— Мой папа служил в армии, в ракетных войсках, и много мне об этом рассказывал. Я считаю, что мужчина должен служить. А как же иначе? Я буду как папа, — говорит Паша.