Региональное правительство, заявившее распоряжением №55-р о дефиците субсидий на возведение объектов здравоохранения, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, социального обслуживания, туризма, физической культуры и спорта, культуры, планирует найти для этих целей инвесторов. Однако планы властей могут рухнуть, поскольку из года в год количество этих объектов либо растет, либо остается на прежнем уровне. РегионСамара обсудил с экспертами перспективы поиска частников.
Согласно обновленному «Белым домом» перечню объектов, которые планируется передать в частные руки, их количество составляет 60. Все они предлагаются к выполнению с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Из них в настоящее время реализуется 26 проектов ГЧП на общую сумму привлекаемых внебюджетных инвестиций порядка 34,9 млрд. рублей. Это в свою очередь позволит создать дополнительно 2540 рабочих мест.
Большая часть всех указанных в распоряжении объектов приходится на сферу здравоохранения. Так или иначе, планы о возведении новых инфраструктурных объектов ведутся уже не первый год, что подкрепляется соответствующими документами. Так, остро стоит проблема нехватки морга центральной городской больницы в Жигулевске на 750 вскрытий в год, 4 тысячи биопсий ежегодно и 140 судебно-медицинских экспертиз в год. Его строительство, на которое потрачено 16 млн рублей, было начато в 2007 году и степень готовности составляет 52%. Однако его, как и часть других объектов из списка, готовят к сносу, поскольку прошлогоднее обследование здания показало невозможность дальнейшего строительства.
Из года в год из одного списка в другой кочует порядка 83% объектов незавершенного строительства, среди которых: офтальмологический центр на 600 тысяч амбулаторных посещений, 45 тысяч офтальмологический операций в год; педиатрическое отделение Самарской городской клинической поликлиники №15 Промышленного района на 400 посещений в смену; лечебный корпус на территории Похвистневской центральной больницы города и района на 85 коек; взрослая поликлиника в микрорайоне Волгарь на 850 посещений в смену; имущественный комплекс санатория «Самара» на 50 койко-мест в новом корпусе, а также зоопарк на 615 тысяч ежегодных посещений и другие.
При этом 34 объекта необходимо построить с нуля, 20 нуждаются в реконструкции, 6 необходимо либо создать и реконструировать, либо создать или реконструировать.
Во второй половине апреля этого года заместитель главы регионального минстроя Никита Стасишин во время Всероссийского селекторного совещания по решению проблем граждан, включенных в реестр пострадавших граждан, сообщил, что необходимо инициировать проверки резонансных объектов, по которым поступали жалобы. Среди них могли оказаться объекты из списка обласправительства.
РегионСамара пообщался с главным врачом Тольяттинской городской клинической больницы № 5, депутатом Самарской Губернской думы, заместителем председателя комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской думы Николаем Ренцем о механизмах и вариантах привлечения инвесторов к реализации проектов. На базе больницы, возглавляемой им, в 2016 году на условиях ГЧП открылся Центр нефрологии и диализа (ЦНиД).
«Далеко не всегда надо привлекать инвесторов. Нужно доводить объекты до заключительной стадии строительства за счет средств бюджета, потому что трудность заключается в том, что можно привлечь частные инвестиции на тот проект, который не является коммерческим.
В настоящее время есть несколько видов привлечения инвестора и взаимодействия с ним. Первый, когда мы говорим, что есть объект, на котором нужна конкретная государственная услуга, где заказчиком является государство. Инвестор строит или достраивает объект и оказывает там услугу, через цену которой окупает строительство или достроительство. Безусловно, есть финансовая модель, согласно которой становится понятно, как и в какие сроки, по какой цене все будет докупаться, оснащаться. Условно, возьмем объект «Клиника сердца». Можно посчитать вложения, объем услуг, цену услуги, которая имеет конкретную рентабельность. И тогда нужно понимать, что при 2 тысячах услуг, оказанных в год, условно 20%-ной рентабельности срок окупаемости составит 5 лет, в то время как при 4 тысячах ежегодных услуг период окупаемости составит 2,5 года. Это один вариант.
Второй вариант, когда у бюджета в кассе не хватает денег, но объект нужен, что называется кровь из носа. Например, крайне необходим детский сад. Тогда инвестора просят строить объект с условием его выкупа в определенные сроки и на определенных условиях. Допустим, потратил на детский сад 500 млн рублей, а государство выкупило его за 7 лет за 750 млн рублей. Тогда инвестор, естественно, согласится, поскольку для него это выгоднее, чем депозит. То есть здесь в плюсе все – и инвестор, который получит прибыль, и государство, которое получит садик и будет выплачивать сумму поступательно.
Есть еще третий вариант, когда государство и частный инвестор создают новую акционерную компанию, где имеют, например, по 50% уставного капитала. Эта компания создается опять-таки с целью помочь государству. К слову, нужна дорога. От государства земля, административная поддержка, разрешение на строительство, а создание дороги на деньги инвестора. За счет того, что дорога становится платной, инвестор получает прибыль. Как только проект окупается, оба акционера получают прибыль, либо государство продает свою долю и зарабатывает на этом.
Реальный случай. Недавно один инвестор предложил вложиться и построить объекты социально-медицинского назначения. Он строит объект, а потом государство сдает их в аренду. Но на старте нужно понимать, что вложив в объект 500 млн рублей, государство будет платить арендную плату. И за 8 лет инвестор окупит вложения, а потом будет получать чистую прибыль. Но чтобы сотрудничество не оказалось убыточным все нужно просчитывать.
Вариантов по привлечению довольно много. Главное условие – понимание финансовой модели, за счет каких источников и в какие сроки объект будет окупаться».
Объекты, нашедшие инвесторов
В 2017 году в эксплуатацию были введены восемь объектов социальной сферы: нефрологический центр в Самаре, диализный центр в Сызрани, центр позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии ПЭТ-центра в Тольятти, диагностический центр в Самаре, завершена реконструкция энергоблока Самарского областного клинического онкологического диспансера, двух пищеблоков на территории Самарской областной клинической больницы имени В.Д.Середавина, достроен объект незавершенного строительства на ул. Советской Армии, 300, для создания больницы восстановительного лечения в Самаре.
В начале этого года в Самаре введены в эксплуатацию объекты, создаваемые в рамках таких крупных проектов как создание и оснащение многофункционального госпиталя «Мать и дитя» и создание центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии ПЭТ-центра.
Комментарии
Роман Прохуровский, генеральный директор ОАО ИСК «Домостроитель»
Я, честно говоря, не интересовался этим списком, любопытно было бы взглянуть. Но я уверен, что есть объекты, которые ни одному инвестору, ни за какие коврижки не будут интересны. В каждой конкретной ситуации нужно разбираться. Либо меняется конъюнктура. Например, в поселке планировали строить больницу на 2 тысячи мест, но к какому-то моменту число жителей составило 10 человек. Либо возникли сложности с энергоснабжением объектов. Все индивидуально.
Дмитрий Моргун, член градостроительного совета Самары
Одним из механизмов привлечения инвесторов в область должны быть какие-то реально исполняемые преференции с обеих сторон. Застройщикам, например, предлагаются конкретные и очень выгодные условия по работам.
Александр Богданов, заместитель директора ООО «Поволжская строительная корпорация»
К сожалению, по закону полагается, но в наличии компенсационных участков хватает далеко не на все объекты строительства. Те, что есть и были, уже закончились. Наверное, стоит присмотреться к компенсационным мероприятиям и тогда число незавершенных объектов будет сокращаться.