Марина Жирова, адвокат, партнер Адвокатского бюро «Яблоков и партнеры», кандидат юридических наук
С 1 октября 2015 года вступили в силу поправки в законодательство, которых ждали более 10 лет — физическим лицам в России наконец-то разрешили банкротиться. Спустя два года уже можно подвести некоторые итоги и понять, оправдал ли закон ожидания экспертов и граждан.
Начнём с цифр: за два года существования процедуры банкротства суды признали несостоятельными более 40 тысяч россиян. При этом чаще всего в качестве заявителей выступают сами должники (87% дел), ещё в 12% случаях инициаторами становятся кредиторы и в 1% дел — налоговые органы. Поэтому можно однозначно утверждать, что опасения специалистов, ожидавших «массового» банкротства граждан, не оправдались. Для сравнения: в США ежегодно становятся банкротами около 1 миллиона человек, а, например, в Германии — 80-90 тысяч.
Основные причины такой статистики — дороговизна, сложность процедуры, и зачастую невозможность списания долгов по её завершении (т.е. недостижение основной цели банкротства).
Несостоятельность является недешёвой процедурой для граждан с небольшим доходом — затраты в самом простом деле составляют от 150 до 200 тысяч рублей. Поэтому, несмотря на огромное количество «рекламы на заборах» об избавлении от всех долгов разом, банкротство оказалось не особо привлекательным для заёмщиков по небольшим потребительским кредитам — уплатить такую сумму сразу, чтобы освободиться от кредитов в сумме одного-полутора миллионов рублей им оказывается не под силу.
Очевидно, что существенный перевес суммы долгов над суммой затрат на процедуру является хорошим стимулом к её инициации. Поэтому исходя из нашей практики, процедуру банкротства проходят в основном экономически активные граждане, как минимум, представители среднего класса. В основном это люди со стабильным доходом, в том числе предприниматели, не желающие на протяжении многих лет расплачиваться с кредиторами.
Именно ради этого и запускают процесс банкротства наши клиенты.
Так, например, по одному из дел наша доверительница оказалась в сложной жизненной ситуации: она владела нежилым павильоном и сдавала его в аренду. В один далеко не прекрасный день павильон сгорел вместе с имуществом арендатора. Как клиентка ни старалась, но в суде ей не удалось доказать отсутствие своей вины (плохо сделанная проводка — вина собственника помещения), в результате чего внезапно оказалась с многомиллионным долгом. При этом у клиентки имелась довольно высокая официальная зарплата, расставаться с половиной которой на протяжении многих лет ей совершенно не хотелось. В такой ситуации банкротство стало для неё действительно спасением — нам удалось провести процедуру банкротства в максимально короткий срок (всего 9 месяцев) и полностью списать долги, при этом кредиторам досталось лишь около ста тысяч рублей, взысканных с её заработной платы за указанный период.
Самое главное, к чему должны быть готовы желающие обанкротиться — получить квалифицированную правовую помощь. Дело в том, что, как и у любой медали, у банкротства есть обратная сторона.
До введения закона о банкротстве (да и после него) многие должники безнаказанно выводили своё имущество, раздаривая недвижимость, бизнес и машины родственникам, либо фиктивно продавая их за копейки. Раньше вернуть такое имущество в пользу кредиторов было затруднительно, однако в законе о банкротстве есть правила, позволяющие оспаривать такие подозрительные сделки.
Так, по одному из дел, кредитор самостоятельно обратился в суд с заявлением о банкротстве гражданина. В ходе процедуры конкурсный управляющий, проанализировав историю сделок должника, выявил, что ещё в 2013 году тот успел всё своё многочисленное недвижимое имущество раздать родственникам — по брачному договору и договорам дарения. Несмотря на то, что получателями большинства имущества стали несовершеннолетние дети, конкурсному управляющему не составило никакого труда оспорить указанные сделки и вернуть все «уведённое на сторону» имущество.
Кроме того, за 2 года действия закона стало окончательно понятно, что имеется и другая «ложка дёгтя».
Это бывает во всех случаях, когда будет установлено злоупотребление правом со стороны должника: например, что при получении кредита он указал недостоверные сведения о своём доходе, чем ввёл банк в заблуждение. Либо, что он действовал недобросовестно по отношению к кредиторам (например, как в примере выше, практически безвозмездно увёл все свое имущество из-под взыскания).
Именно поэтому многим должникам, которые обращаются к нам с вопросом о потенциальном банкротстве, мы не советуем начинать процедуру (как минимум, пока не пройдёт срок для оспаривания подозрительных сделок).
В общем, за два года процедура банкротства граждан уже опробована и показала свою эффективность. И, хотя она не стала «панацеей от долгов» (как многие ожидали), данное нововведение оказалось, безусловно, полезно большому количеству должников и кредиторов.