Почему сельский общественный транспорт оказался слабым звеном в системе пассажирских перевозок?
Судебные приставы Новосибирской области приостановили на десять дней использование автобуса, который ходит по маршруту Убинское — Новосибирск. Как сообщили в ведомстве, «при проверке Гостехнадзором был обнаружен ряд грубых нарушений: в салоне заблокирован выход, на лобовом стекле со стороны водителя находится трещина, а в путевом листе нет отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера». Что происходит с сельскими автобусами, разбиралась «Советская Сибирь».
— Каждый день начинается с того, что я просыпаюсь и думаю, где взять деньги на зарплату, на заправку транспортных средств, на техническое обслуживание, — рассказывает Александр Шиллер, директор МУП «Убинскавтотранс», которому принадлежит «забракованный» автобус. — Сегодня, например, колесо покупал на него — 28 тысяч рублей, а их требуется шесть штук. Кондиционер сломался, запчасть маленькая, с ладошку, стоит 57 тысяч рублей. На солярку в Новосибирск и обратно — 7 тысяч рублей. Такие цены. Я уж не говорю об остальном.
Народная смекалка подвела
Автобус уходит из Убинского в Новосибирск в 4 часа утра. В салоне 43 места, и он почти всегда заполнен. Прибывает на автовокзал областного центра около 8 часов утра. Маршрут проложили мимо областной клинической больницы: многие жители района ездят в столицу региона лечиться. Стоимость проезда — 250 рублей — держится уже четыре года.
— Мы понимаем, что, если поднять цены, кто-то не сможет купить билет, — говорит перевозчик. — Спасибо главе администрации Убинского района, он за нас болеет. У студентов проезд полцены, разницу нам компенсируют. Администрация, слава богу, помогает, на какие-то мероприятия деньги дают, практически каждый год получается купить одну единицу транспорта.
В тот день, когда автобус забраковали, транспортное средство стояло под эстакадой в ожидании обратной поездки с новосибирского автовокзала. На лобовом стекле ниже щитка приборов пролегла трещина — ударил камень, вылетевший из-под колес встречной машины. За два дня до этого, по словам директора МУП, «Убинскавтотранс» заключил договор на замену стекла и его поставили на очередь. Вход в салон, говорит директор, не то чтобы был «заблокирован»: чтобы к пассажирам зимой шло тепло, включили народную смекалку — воздуховод соединили скотчем с полиэтиленовой трубой, которая выходила в салон. Поднимаясь в автобус, люди этого и не замечали. Исправили этот недостаток одним движением руки.
Все подорожало
— Главная наша проблема — не хватает финансирования, — признается директор. — Посмотрите, солярка подорожала во сколько раз. И как нам быть? Коммерческое предложение по ГСМ на первый квартал 2018 года было 42 рубля за литр, а сейчас — 51 рубль. Подорожало все, даже газ. Страховые фирмы тоже подняли цены: в начале года страховка стоила 6 тысяч рублей, а сейчас уже 12 тысяч! В городах, кстати, коллеги тоже стонут.
Парк «Убинскавтотранса» небольшой, маршрутов всего десять. Самый протяженный после новосибирского составляет 98 километров — до Дальней Крещенки. Но пассажиров мало: в деревни почти некому ездить.
— Бывает, один пассажир едет — и тот льготник, — говорит Александр Шиллер. — Пустой автобус, но мы все равно едем. Еще проблема — водителей не хватает. Три автобуса сейчас стоят без шоферов. На предприятии работают три пенсионера, и то потому, что я их прошу. Руки-ноги у них болят, работа ведь тяжелая. Но заменить их некем.
Чем помогает регион?
Напомним, в сентябре прошлого года на заседании комитета Заксобрания Анатолий Костылевский отмечал, что общий износ автобусов, курсирующих в районах области, составляет 78 процентов, а местами практически достиг 100 процентов. Так, например, в Каргатском районе, по данным министра, износ автопарка 99,7 процента. Участники заседания пришли к выводу: парк общественного транспорта в области «нужно обновлять, обновлять и еще раз обновлять».
В июне 2018 года вопрос об обновлении и модернизации подвижного состава автобусных парков городов, городских округов и сельских районов области обсудили депутаты комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания региона и глава минтранса Анатолий Костылевский. Врио министра отметил, что в Новосибирской области приобрели 81 обновленный автобус для работы по регулируемому тарифу на межмуниципальных маршрутах в границах муниципальных районов — это почти на 16 процентов выше плановых значений. По словам Костылевского, сделана заявка на покупку еще 56 автобусов под выделяемую субсидию в 39 миллионов рублей.
КСТАТИ
Как рассказал «Советской Сибири» Константин Шкабарня, государственный инспектор отделения пропаганды Управления ГИБДД России по Новосибирской области, за шесть месяцев 2018 года в регионе произошло 61 ДТП с участием автобусов, в том числе 12 происшествий — в районах области.