Обозреватели «Советской Сибири» выяснили, зачем Новосибирску хранить свои мозаики
Со стены здания издательства «Советская Сибирь», построенного когда-то, кстати, на средства в том числе редакции, смотрят на нас каменные герои — космонавты и укротители стихий, служители муз и советские воины, трудящиеся заводов и полей. И прямо по центру стоит серьезный, сосредоточенный человек. В его крепких руках — бумажное полотно, на котором большими буквами написано знакомое: «Советская Сибирь».
По дороге на ОбьГЭС тоже хочешь не хочешь, да обязательно упрешься взглядом в суровые лица среди потоков воды и солнца. И кажется, что эти лица останутся на века, ведь мозаика — самая долговечная из всех картин. Собрать мозаику может человек. И, как ни странно, только человек может ее уничтожить без следа и очень быстро.
Например, так произошло с панно на площади Калинина, которое было сделано приблизительно в семидесятых годах. Лет пять назад произведение искусства оперативно «скололи» — говорят, оно чем-то помешало местному кафе. А между тем, возможно, это панно создал наш земляк — художник Владимир Сокол.
Основные работы художника-монументалиста Владимира Сокола знают, наверное, все горожане. Хотя бы однажды они попадались нам на глаза, правда, вряд ли кто-то задавался вопросом, кто же их автор…
Член Союза художников СССР с 1970 года, заслуженный художник РСФСР Владимир Сокол родился в селе Пихтовка Колыванского района в 1927 году. Учился в ЛВХПУ им. В. Мухиной. И за свою жизнь много сделал для города Новосибирска. Для тех, кто когда-нибудь бывал в алтайской деревне Пихтовка, вполне очевидно, откуда Владимир Сокол черпал свое вдохновение — невероятные красоты местных рек, лесов и полей навечно отразились в сюжетах его каменных картин.
Например, панно «Охота» в ресторане гостиницы «Золотая долина» было создано в 1965 году, но, к сожалению, до сегодняшнего дня не дожило. Впрочем, так же как и панно «Рождение Оби», «Сартакпай» в зале ожидания речного вокзала 1976 года выпуска. А вот панно «Богатства Сибири» в Доме ученых СО АН СССР 1967 года еще можно успеть увидеть. Впрочем, как и «Покорители Оби» в поселке строителей Новосибирской ГЭС — ОбьГЭС, которое датируется 1970 годом. Или «Природа Сибири» 1974 года в ресторане гостиницы «Обь». Ну и, конечно, панно «Письменность, печать» на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Советская Сибирь» 1979 года, которое давно уже стало одним из самых запоминающихся символов Новосибирска.
А под конец жизни художник создал к тому же самые прекрасные в нашем городе витражи — «Наука», который сейчас обитает в вестибюле НГУ (1975) и десять витражей «Города Сибири» на станции «Речной вокзал» новосибирского метро (1985). И очень хочется надеяться, что больше ни одно коммерческое предприятие никогда не покусится на все вышеперечисленное.
«Евразия» против «Строителя»
Еще один большой художник из крестьянской семьи — Василий Кирьянов — родился в 1926 году в селе Большая Ирба Курагинского района Красноярского края. В 1933 году семья будущего мастера переехала в город Артемовск, где в местном ДК Кирьянов получил начальное художественное образование и там же занял I место на городской олимпиаде по художественному творчеству. Потом была война — юный художник рыл каналы, валил лес и 1943 году ушел на фронт. Брал Вену, освобождал Чехословакию. А затем в 1955 году после средней школы поступил в Академию художеств в Ленинграде, которую окончил по классу монументальной живописи. И отправился по направлению трудиться в Новосибирск.
Основные работы художника доступны всем жителям города. Например, мозаичное панно «Труд, наука и культура» на торце здания Облсовпрофа видит любой входящий и выходящий из метро на станции «Красный проспект».
Мозаика «Человек и наука медицина» сохранилась на фасаде Института клинической и экспериментальной медицины. А вот мозаичным панно «Строители», «Наш город» и витражу «Искусство» в ДК «Строитель» повезло куда меньше. Год назад общественники забили тревогу: дирекция ДК «Евразия» (так теперь почему-то называется «Строитель») занавесила мозаики, которые, в сущности, являются образцом классического соц-арта, черным рекламным баннером. Поговаривали о том, что здание нужно утеплять, а для этого обшивать фасад. А следовательно, мозаику снимать и переносить. Нетрудно догадаться, что при переносе произведение искусства может просто разрушиться.
Но благодаря неравнодушным людям управление по госохране объектов культурного наследия Новосибирской области (которое переименовано в инспекцию по охране объектов культурного наследия Новосибирской области — ГИООКН) все-таки внесло в перечень объектов культурного наследия мозаичное панно «Строители» художника Василия Кирьянова. Соответствующий приказ подписан 18 января 2019 года.
А вот панно «Вечная весна», размещенное ранее во Дворце бракосочетания, к сожалению, до наших дней уже не дожило — похоже, в современном мире ничего вечного не бывает, если это «вечное» не охранять.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений КИРЬЯНОВ, председатель секции современного искусства Творческого союза художников России (НРОО ТСХ), сын художника Кирьянова:
— Мозаик в Новосибирске осталось совсем немного. Две Владимира Сокола — одна из них осыпалась из-за нарушения технологии при монтаже, затем ее «добили» некомпетентной реставрацией — это «Покорители воды» на ГЭС. Вторая — «Советская Сибирь» — вполне хороша. Три мозаики моего отца: «Строители», «Труд, наука и культура», «Человек и наука медицина». Все в отличном состоянии. Отец очень скрупулезно относился к технологическому процессу. Никакой реставрации они не требуют. Поэтому, когда мне говорят о необходимости реставрировать «Строителей», возникает вопрос: для каких целей? Угробить панно можно в пять минут. Реставрация — серьезная дорогостоящая процедура. Заказывать ее нужно в Италии. А неквалифицированные работы за минимальную цену — это гибель очередного произведения.
Почему нужно сохранять мозаики? По той простой причине, что они представляют культурный слой советской эпохи. И если в отдельных сюжетах можно придраться к политизации искусства (но это не про наши панно), то в качестве исполнения художественных работ этого периода сомневаться не приходится. Ведь, прежде чем попасть на стену, работа проходила десятки худсоветов и комиссий — здесь и в Москве. Уровень исполнения очень высок. Кстати, все подтверждено документами.
Есть копии результатов проверки объектов комиссиями, где предложено рекомендовать Василия Кирьянова на государственную премию, но местный Союз художников не подал на соискание. Это было в 1988 году после сдачи самой крупной работы Кирьянова в НИИ экспериментальной и клинической медицины — 610 квадратных метров! Аналогов, по сути, в СССР не было. В мире — единицы. Об этом сейчас никто не задумывается. А зря. Есть статьи компетентных специалистов, где дается анализ работ Кирьянова. Разрушать эти панно — преступление перед будущими поколениями. Культурному наследию страны будет нанесен непоправимый ущерб. А главное, каковы мотивы переноса: внешний облик здания не соответствует его внутреннему содержанию. То бишь «Сибирскому хору». И что из этого? Это просто глупость. А если бы хор разместили в «Глобусе»? Тоже бы переименовали в «Евразию»? Совершенно безликий бренд. То ли дело ДК «Строитель»! Это бренд сродни парку Горького, «Красному Октябрю», «Зениту», которые живут и процветают. Никто не думает их переименовывать. Они приносят дивиденды владельцам. В общем, если мы не будем беречь нашу культуру, через некоторое время окажется, что все достойное разрушили, а новое достойное создавать некому. Сейчас в нашем городе катастрофическое отсутствие скульпторов и монументалистов. А почему? А потому что новые власти не в состоянии обеспечить заказами авторов. Нет денег. Отсюда вопрос: зачем ломаем старое?
Александр КОШЕЛЕВ, заместитель директора Музея города Новосибирска:
— По моим данным, сейчас в Перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории города Новосибирска, внесен только один объект — мозаика «Строители», находящаяся на здании КТЦ «Евразия». По закону за содержанием объектов культурного наследия должен следить собственник — то есть тот, на здании которого объект размещается.
В год 100-летия «Советской Сибири» редакция приглашает своих читателей в народный проект «Наша коллекция»: давайте вместе составлять иллюстрированный альбом удивительных достопримечательностей региона. Первый выпуск не случайно посвящен мозаикам. Во-первых, одна из них запечатлела наше издание. Во-вторых, есть серьезная угроза, что часть этой уникальной коллекции безвозвратно канет в прошлое. А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу? Расскажите свои истории, связанные с этими мозаиками. Пишите нам на электронный адрес: nazarenko@sovsibir.ru