«Прошу помочь разобраться с оплатой вывоза мусора» — так начинаются письма и телефонные звонки многих наших читателей
Новосибирцы путаются в цифрах, получая двойные платежки. Жалоб много, они разные. Например, кому-то пришлось разбираться с начислениями за услуги, оказанные умершему собственнику жилья. В любом случае нужно обращаться к региональному оператору, чтобы решить проблему, а не ждать, пока долг вырастет.
Путаница происходит отчасти потому, что, напомним, изменилась категория услуги. Раньше, до 2019 года, вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) входил в тариф на содержание жилья, а с января стал считаться коммунальной услугой. Плату за него начали взимать с человека, а не с квадратного метра.
Есть случаи, когда поступают сразу два предложения оплатить услуги по сбору и вывозу ТКО — и от регоператора, и от управляющей организации. Тогда возникают законные вопросы: почему плата добавилась к сумме, которую взимали всегда, и кому именно платить деньги, чтобы не остаться в долгу? Народные тропы в управляющие компании и общественные приемные органов власти не зарастают.
Так, о своем визите в УК рассказал читатель «Советской Сибири» из рабочего поселка Линево. Он получил двойную квитанцию и потребовал перерасчета. Из объяснений управляющей компании понял следующее: «Наш единственный дом еще не перевели на новую систему оплаты, но обязательно переведут, и я это почувствую при оплате содержания жилья в следующем месяце». Но все осталось по-старому, констатировал он. Пришлось пожилому человеку обращаться в муниципалитет и писать заявление, которое затем было передано в прокуратуру.
Особенно много двойных квитанций рассылали в начале года, когда переход на новую систему обращения с мусором только начался. Региональный оператор в сфере обращения с ТКО — ООО «Экология-Новосибирск» — давал разъяснения. Эксперты советовали обращаться в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области: там уточнят, перешли собственники дома на прямые договоры с регоператором или еще нет. Это важный момент. Если перешли, счета на оплату должен выставлять регоператор, если нет — управляющая организация. Вместе с тем могут иметь место технологические сбои и нарушения. Например, если в квитанцию включена плата за обращение с отходами, в том числе за вывоз ТБО (старое наименование) и КГО (крупногабаритные отходы), это будет считаться двойным начислением. Каждый случай Госжилинспекция рассматривает индивидуально.
Что касается жалобы из Линево, в управляющей организации рабочего поселка пояснили, что переход домов на новую систему уже состоялся. Собственники заключили договоры напрямую с региональным оператором, то есть минуя управляющую организацию. Такой договор имеет свои преимущества — в частности, исключает задержки перечисления денег за услугу по вине УК.
— У всех собственников заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, и строчка «вывоз мусора» у нас убрана из тарифа. Вопросы нужно направлять к региональному оператору, — прокомментировал Дмитрий Овечкин, замдиректора по общим вопросам ООО «УК «Оптимум».
Однако, по его словам, проблемы с начислениями время от времени все равно возникают.
— Был момент, когда человек умер, а ему продолжали производить начисления за мусор. Люди обратились по этому поводу к нам, мы посоветовали написать заявление в ООО «Экология-Новосибирск», и они получили перерасчет.
Как поясняет региональный оператор, учет проживающих ведется в течение года, число рожденных и умерших отслеживается. Специалисты запрашивают информацию у органов местного самоуправления, ЗАГС, соцзащиты, миграционной службы. Учитываются и обращения граждан — потребителей услуги.
Если в платежном документе указано одно количество жильцов, а фактически оно другое, собственники квартиры вправе обратиться к региональному оператору за перерасчетом начисленного платежа. И регоператор обязан его сделать — при условии, что к обращению приложены подтверждающие документы.