Строительство городских поликлиник будут вести на принципах государственно-частного партнерства в течение трех с половиной лет
На заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области обсудили проект строительства семи поликлиник в местах интенсивной городской застройки.
Вопрос, о котором идет речь, обсуждали уже не раз. Как известно, последние годы Новосибирск активно застраивается, буквально на глазах появляются новые микрорайоны, куда вселяются десятки тысяч людей. Но, как водится, возведение социальных объектов, в том числе медицинских, мягко говоря, несколько отстает. И счастливым новоселам ничего больше не остается, как пользоваться уже имеющимися городскими поликлиниками. Большинство из них сегодня страшно перегружены, некоторые на 240 процентов от нормы. Иными словами, туда обращается почти в 2,5 раза больше пациентов, чем учреждение может принять.
Цена вопроса
Несколько лет назад стало ясно: без строительства новых поликлиник не обойтись. Но для бюджета это огромная нагрузка. Тогда возникла мысль возводить поликлиники на условиях государственно-частного партнерства, благо закон это позволяет. Сегодня идея приобретает реальные очертания — проект строительства предложили для обсуждения депутатам Заксобрания.
— В рамках ГЧП частным партнером выступит Седьмая концессионная компания, а медицинскими операторами станут государственные бюджетные учреждения здравоохранения Новосибирской области. Соглашение планируется заключить на десять с половиной лет, само строительство займет три с половиной года, — рассказала заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Елена Аксенова. — У жителей строящихся микрорайонов появится возможность получить все виды амбулаторной помощи в одном месте. В клиниках будут внедрены современные технологии и применено оборудование нового поколения. Планируется установка компьютерных томографов, МРТ, маммографов, рентгенологического оборудования, УЗИ-аппаратуры. Разработан современный дизайн-проект поликлиник, причем с учетом нужд маломобильных категорий граждан.
Депутатам озвучили и цену вопроса. По словам заместителя министра экономического развития Новосибирской области Льва Решетникова, общий объем финансирования составляет 8 миллиардов 900 миллионов рублей. Из них средства частного партнера — 7 миллиардов 270 миллионов, а средства областного бюджета в виде капитального гранта — 1 миллиард 630 миллионов рублей. В течение 2019 года из областного бюджета планируется выделить 626 миллионов 227 тысяч рублей, а затем в течение двух лет, пока будет идти строительство, по 500 миллионов ежегодно. Когда поликлиники будут запущены в эксплуатацию, из бюджета надо будет ежегодно выплачивать 1,5 миллиарда рублей до окончательного расчета. Естественно, цифры эти приблизительные — точные станут известны, когда проект пройдет государственную экспертизу. После того как все деньги будут выплачены, поликлиники перейдут в государственную собственность.
А как же село?
— Конечно, хорошо, что будут новые поликлиники, решен вопрос о завершении строительства перинатального центра, со временем построим онкологический центр. Но это все в городе. А как же село? — спросил председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области Александр Морозов. — Считаю чрезвычайно актуальной эту тематику. Я понимаю, что многие деревни мы навсегда упустили. Надо хотя бы райцентры сохранить, а сохранить их можно только в том случае, если там будет достойное качество жизни, то есть здравоохранение, культура, спорт, образование. Все это должно быть на таком же уровне, как в Новосибирске. Другого пути нет. И это надо понимать, когда мы планируем размещение объектов социальной инфраструктуры.
Депутат Валерий Червов, президент промышленно-строительного концерна «Сибирь», согласился с тем, что нужно развивать районные больницы, но при этом усомнился в эффективности использования бюджетных средств при строительстве ФАПов на селе.
— В районных больницах — реальная помощь, там можно спасти жизнь человека. А что такое ФАПы? Это укол, который поможет или не поможет. Но 86 тысяч за квадратный метр ФАП стоит! Я посмотрел в таблицу и увидел: минимум от двух с половиной и до четырех раз за счет торгов повышается стоимость строительства. Кто за это отвечает? Если запустить экспертизу, то, я уверен, раза в два стоимость можно снизить. А все документы подписали, — сказал Валерий Червов.
Депутат Валентин Сичкарев высказал противоположную точку зрения: ФАПы сегодня очень нужны, и строить их необходимо, иначе люди в малых деревнях останутся вообще без медицинской помощи. Но искать пути удешевления стоимости строительства фельдшерско-акушерских пунктов, конечно, надо. Тем более что у соседей в Томской области есть в этом смысле позитивный опыт.
Опыт, который можно использовать
— Было бы просто здорово, если бы компания (которой руководит депутат Червов, к нему же и было адресовано обращение. — Прим. ред.), посчитав затраты, а они, конечно, были бы меньше, так как у вас индустриальное домостроение, вышла на конкурс и построила в 2019 году тридцать ФАПов для области, — предложил первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков. — Это была бы реальная помощь сельским районам. Напомню, что согласно стратегии социально-экономического развития Новосибирской области мы должны строить тридцать ФАПов каждый год. Это действительно необходимо, и тут даже обсуждать нечего.
Что интересно, прецеденты в новейшей истории региона уже были, только не в сельской местности, а в областном центре. Десять лет назад одна крупная строительная компания построила для города несколько отделений частной медицинской практики. Они находятся в отдаленных районах города, жителям которых трудно добираться до поликлиник, например на Лесоперевалке. Кстати, под одной крышей с медицинскими кабинетами располагаются и квартиры для медперсонала, что, в свою очередь, помогает решить кадровый вопрос. Этот опыт можно было бы использовать при строительстве фельдшерско-акушерских пунктов.
— Что же касается поликлиник, то на сегодня уже проработан вопрос земельных участков, подвода коммуникаций. Проект строительства поликлиник в рамках государственно-частного партнерства — это первый проект не только в области, но и в стране. Это не концессия, это реализация федерального закона № 224-ФЗ о государственно-частном партнерстве. Определенные наработки в регионах есть, но нет реализованных проектов, — подвел итог Владимир Знатков.
СПРАВКА
Где будут находиться новые поликлиники:
— городская клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27 — на улице Ереванской в Заельцовском районе;
— городская поликлиника № 2 — на ул. Татьяны Снежиной на Восточном жилмассиве;
— городская клиническая поликлиника № 7 — на Ключ-Камышенском плато в Октябрьском районе;
— поликлиника № 13 — на Северо-Чемском жилмассиве в Кировском районе;
— городская поликлиника № 18 — на жилмассиве Чистая Слобода в Ленинском районе;
— городская поликлиника № 22 — на улице Виктора Уса на Затулинском жилмассиве;
— городская поликлиника № 16, помещения которой сейчас ютятся в различных зданиях, — на пл. Райсовета в Ленинском районе.