Когда работники «голосуют ногами»?

Когда работники «голосуют ногами»?

Новосибирские работодатели — одни из самых жадных: найти работу с высокой белой зарплатой практически невозможно
Новосибирск среди крупных городов Сибирского федерального округа выглядит привлекательно. Если из других мегаполисов жители уезжают, то в столицу Сибири, наоборот, приезжают. Благодаря миграции население региона ежегодно становится больше на три-четыре тысячи человек. Но при этом средние зарплаты здесь значительно ниже.
Обещать не значит жениться
Между тем уровень потребления у жителей столицы Сибири, как утверждают специалисты, достаточно высок. Так откуда деньги, Зин? Парадокс?
Ответ на эту загадку прост: многие работодатели платят своим сотрудникам «серые» зарплаты. Это подтверждают и сами жители региона.
— За 15 лет я успела поработать в семи разных компаниях, — говорит логист Татьяна Медведева, — и везде одна политика: белая зарплата не превышает 10–15 тысяч рублей, остальное — в конверте.
К тому же работодатели любят сокращать штат, перекладывая обязанности уволенных на оставшихся сотрудников.
— Под предлогом повышения эффективности штат у нас сократили в два раза, — рассказал Антон Борисов, — зарплату при этом увеличили всего-то на три тысячи рублей. Чтобы выполнить весь навалившийся объем, приходилось каждый день задерживаться на три часа. Через месяц я понял, что «сгорел», и стал искать другую работу.
Однако частая смена места работы — это потеря трудового стажа. Новосибирцы рассказывают, что на время испытательного срока (а это два-три месяца) в штат, как правило, не берут, зарплату выдают на руки наличными, а значит, и налоги не отчисляют.
— Работать начала 13 лет назад, сменила много мест — больше полутора лет нигде не задерживалась, — признается менеджер по внешнеэкономическим связям Анастасия Иванова, — потому что работодатели всегда обманывали — зарплату платили, как правило, меньше, чем было указано в объявлении о вакансии и обещали при собеседовании. К тому же всегда «белая» зарплата — только малая часть. Дважды случалось, что компания, где я работала, оказывалась на грани разорения, и доходы сотрудников резко сокращали. В одной фирме я проработала семь месяцев, а в штат так и не взяли. Когда я узнала, что мой коллега так работает уже больше года, поняла, что здесь система такая — платить «вчерную», и ушла.

Когда работники «голосуют ногами»?
Как вывести из тени?
При этом судиться с работодателями мало кто из сотрудников отваживается — боятся, что потом сложно будет найти работу, ведь кадровики часто звонят на прежнее место соискателя и наводят о нем справки. А те, кто все-таки пытаются бороться за свои права, сталкиваются с трудностями.
— Во время проверок организаций поднимаются документы, в том числе трудовые договоры, в которых указана зарплата сотрудников, — объясняет начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Новосибирской области Лилия Керимова. — Поэтому, соглашаясь получать часть зарплаты в конверте, работник должен понимать, что рискует: при увольнении ему могут выплатить только белую зарплату. И налоги, и отчисления в Пенсионный фонд идут только с официальной зарплаты. Практически он вместе с работодателем является участником налогового преступления.
В госинспекции в 2018 году было зарегистрировано 10 935 обра­щений от граждан. В том числе 2 261 человек рассказали, что с ними неправильно оформили или вообще не оформили трудовой договор, 4 545 работников сообщили, что при увольнении им не выдают отпускные или часть заработанных денег.
Из хорошего места не бегут
Борются с наглыми работодателями в основном «ногами» — увольняясь, а также при помощи Интернета. На его просторах существует черный список российских компаний, куда бывшие работники советуют не устраиваться, чтобы не потерять время, деньги и нервы. Получается, что в компании, где часто есть вакансии, явно что-то не так. Из хороших мест работники не бегут.
Но почему «серые» зарплаты, которые, кстати, подрывают экономику региона, столь популярны в Новосибирской области? Дело в том, что крупных предприятий, которые зарегистрированы на нашей территории, очень мало. В основном средний и малый бизнес, который предпочитает держаться в тени. И это знают налоговые органы. В 2018 году на комиссию вызвали более 5 500 налогоплательщиков, которые начисляли работникам зарплату ниже федерального минимального размера оплаты труда. В результате в бюджет дополнительно поступило 669 миллионов рублей НДФЛ и страховых взносов, что в 2,6 раза больше, чем в 2017 году.
Присоединились к этой работе и депутаты Заксобрания региона. Осенью прошлого года они создали рабочую группу по вопросам противодействия незаконным схемам оплаты труда, которая взаимодействует и с правоохранительными органами. Как заметил депутат Александр Семенюк, в регионе более миллиона работающих, однако официально зарегистрированы по всем базам данных только 887 тысяч. Можно предположить, что около 350 тысяч граждан сейчас в тени, получают полностью «черную» зарплату.

СПРАВКА
Наиболее востребованные профессии (по данным популярных сайтов по поиску работы): учитель, врач, рабочий, инженер (в том числе для добывающей и обрабатывающей промышленности, которые увеличивают объемы добычи), айтишник, специалист по робототехнике, архитектор, проектировщик, web-дизайнер (создает и поддерживает сайт компании), агроинженер (внедряет новые технологии в сельском хозяйстве), интернет-маркетолог (исследует спрос на потребительском рынке, разрабатывает стратегию продвижения товаров).

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Приставы Самарской области запустили новый сервис для общения с гражданами В Самаре изменили сроки строительства детского инфекционного корпуса Где будет находиться второй мост через Волгу? Роструд рассказал о коротких рабочих неделях в 2020 году МФЦ Татарстана начали принимать заявления на получение маткапитала на первого ребенка

Последние новости