Музейную коллекцию «Советской Сибири» пополнил удивительный экспонат. Древняя кость, которую журналисты привезли из экспедиции в Маслянинский район, оказалась частью скелета первобытного бизона. Эксперты определили, что возраст находки 10–40 тысяч лет.
О том, как выглядел монстр ледникового периода, нам рассказали сотрудники Новосибирского государственного краеведческого музея. Они не только идентифицировали кость, но и посоветовали, как правильно ее обработать, чтобы сберечь на века.
Песок, глина, мусор — и вдруг!
О путешествии в Маслянинский район — на дальний участок золотодобычи, в те края, куда еще не ступала нога журналиста, можно прочитать в выпуске газеты от 1 августа 2019 года. В районе реки Суенги совсибировцы и обнаружили драгоценное ископаемое — кость гигантского зверя.
— Груды земли, глина, камни, мусор — и вдруг такая находка! — делится впечатлениями Юлия Назаренко, и. о. главного редактора газеты. — Мы ее отмыли и взяли с собой. Сначала подумали даже, что нашли кость динозавра. Но покопались в источниках и поняли, что в этом случае была бы уже окаменелость. Мамонт? Тоже не похоже... Домашнее животное? Нет, кость обнаружена в грунтах на глубине восемь — девять метров. Тогда решили везти в Новосибирск и узнавать у специалистов.
Спасение ископаемого — дело рук всей редакции
Пару дней спустя находка была уже в редакционном музее, и журналисты разглядели ее со всех сторон. За века, проведенные в земле, кость отяжелела, потемнела — покрылась так называемым плейстоценовым загаром, который не спутать ни с чем. Однако очень скоро «нетленный» артефакт буквально на глазах стал меняться.
— На сухом воздухе кость начала трескаться, и мы поняли, что ее надо срочно спасать, — говорит Валентин Лутаев, специалист по связям с общественностью ИД «Советская Сибирь». — Позвонили старшему научному сотруднику филиала «Музей природы» Новосибирского государственного краеведческого музея Андрею Мугако, все объяснили, и он ответил: «Ничего страшного! Привозите находку, мы вам поможем».
Однако несколько дней все-таки подождать пришлось: палеонтологи были в командировке, ведь лето — время раскопок и поисков.
Неведомую зверушку опознали
Осмотрев кость, эксперты сказали, что нам повезло. Ископаемое хорошо сохранилось, и идентифицировать его несложно. Это плечевая кость первобытного бизона, представителя мамонтовой фауны, одного из самых знаменитых монстров ледникового периода — наряду с шерстистым носорогом и мамонтом.
— Хотя мамонт самый большой из них, бизон тоже не сильно ему уступает, — пояснил Александр Федоров, старший научный сотрудник филиала «Музей природы» Новосибирского государственного краеведческого музея. — Костистые отростки на грудных позвонках делали его очень крупным, высоким.
Кости бизона — это, пожалуй, самая распространенная находка на территории Новосибирской области, сказал ученый. Бизонов в наших краях было много, они ходили стадами. Современные американские бизоны — их ближайшие родственники, но все-таки первобытные звери выглядели несколько иначе. Огромные, покрытые густой шерстью гиганты могли набрать вес до двух тонн, расстояние между рогами-полумесяцами достигало двух метров.
В нашей области чаще всего откапывают зубы этих животных, мощные плечевые кости, останки конечностей и шейные позвонки.
Гиганты мамонтовой фауны обитали на Земле от 10 до 100 тысяч лет тому назад. Что же касается совсибировской находка, ученый на глазок определил ее возраст в 10–40 тысяч лет. Чтобы сказать точнее, нужен радиоуглеродный анализ.
Вот так шли журналисты по столетней тропе старателей, а вышли на бизонью тропу, которой десятки тысяч лет.
Операция «Консервация»
Без обработки ископаемые кости быстро начинают трескаться и рассыпаться. Как быть? Есть хороший способ, который музейщики применяют сами и советуют каждому, кто нашел древнюю кость, зуб или бивень.
Рецепт прост. Надо разбавить клей ПВА водой (соотношение один к двум), погрузить находку в ванночку и выдержать несколько дней, пока все трещины не заполнятся клеем. Затем просушить. После этого реликвия будет храниться очень долго. Журналисты «Совсибири» решили изготовить «волшебное зелье» и продлить жизнь артефакту.
Кстати, для нашего сотрудника Валентина Лутаева поход в музей — нечто большее, чем просто редакционное задание.
— Когда я был маленьким, очень любил тему динозавров, — вспоминает Валентин. — Это сейчас много всяких игрушек-динозавриков, а раньше такое было суперредкостью. В областной больнице, где работала мама, в библиотеке я листал серьезные книжки с подробными картинками и описаниями. С годами тяга к истории прошла, а вот теперь есть повод и самому вспомнить, и людям рассказать.
Носорог под березой? Это возможно
Ученые доказали, что многие тысячи лет назад жизнь в наших краях кипела и бурлила.
Как выглядела тундростепь ледникового периода? Андрей Мугако рассказал об этом в своей книге «Следы неведомых зверей». Кроме мамонтов, носорогов и бизонов, в наших краях водились пещерные львы, большерогие олени, плейстоценовые лошади и другие крупные животные. Многие обитатели мамонтовой фауны отличались огромными размерами — толстый слой жира и большая масса тела помогали выживать в суровом климате.
Самым заметным гигантом был, конечно, мамонт. К самым редким относят пещерного льва. Кстати, в краеведческом музее хранится уникальная находка — львиный череп.
Мамонтовая фауна — это обитатели холодной саванны, похожей на африканскую. Только вместо буйволов у нас бродили бизоны, вместо зебр — лошади, вместо слонов — мамонты, и еще там были мохнатые носороги. На травоядных охотились пещерные львы, гиены и прочие хищники.
Все эти звери вымерли 10 тысяч лет назад. Почему? На этот счет есть разные гипотезы. Может быть, климат изменился — стал теплее. Ледники растаяли, вместо сухой тундростепи раскинулись болота, выросла непролазная тайга… Местной фауне это не понравилось. Так что теперь ни в Сузуне, ни в Краснозерском носороги под березами не гуляют. А может быть, древний человек истребил этих гигантов, когда охотился, добывая себе пропитание?
Есть гипотеза и о минеральном голодании: после потепления животным стало недостаточно материала для строительства костей, и они часто заболевали остеопорозом. Но тогда непонятно, почему некоторые представители мамонтовой фауны все-таки дожили до наших дней — лось, северный олень, бурый медведь... Загадок много.
КСТАТИ
Сохранить для науки
Если вам посчастливилось найти кость древнего животного, например во время отпуска, лучше всего отнести находку в музей. Может быть, обнаруженные останки имеют научную ценность, и в пыльном шкафу им не место. В музее часть находок выкладывают в витрины, для посетителей, часть — оставляют в хранилищах. Найденные редкости будут исследовать многие поколения палеонтологов и на основе многочисленных сравнений делать выводы об истории Земли. Имя каждого дарителя увековечат в научном паспорте.
К сожалению, часто из-за незнания или равнодушия людей уникальные находки навсегда пропадают для науки. «Известны случаи, когда подростки ради забавы разбивали целые, хорошо сохранившиеся черепа мамонтов, бизонов, носорогов… Я всегда говорю, что о палеонтологических находках нужно обязательно сообщать в краеведческий музей», — напоминает в книге «Следы неведомых зверей» Андрей Мугако.