Кто спасёт спидвей?

Кто спасёт спидвей?

Грозит ли единственному в своем роде мотодрому в Новосибирске запустение?

Знаменитый новосибирский спидвей, некогда гремевший на весь мир, уже не один год пытается выжить в необычайно сложных условиях. Нет денег на покупку не то что мотоциклов — сложно даже всякий раз находить деньги на замену запчастей в видавшем виды транспорте. Демонстрируя невероятную живучесть, пройдя через взлеты и падения, этот вид спорта снова оказался под угрозой.

История мотодрома Кировского спортивно-технического клуба ДОСААФ в Новосибирске по-настоящему легендарна. Но сегодня здесь трибуны заросли травой, заржавел судейский мостик, в старых сарайчиках ремонтируют технику, забор местами сделан явно из того, что кому-то другому не пригодилось. В последний раз соревнования здесь прошли в марте 2015 года — Кубок России. Но дорожка, на которой тренируются дети и взрослые, в идеальном состоянии, за ней любовно ухаживают, засыпают вручную образовавшиеся ямки…

«Я помню, как откосы доделывали»

Построили мотодром в начале 60-х годов прошлого века благодаря Герою Советского Союза Николаю Васильевичу Некрасову, возглавлявшему тогда подразделение ДОСААФ в Новосибирской области. Захватывающие соревнования он увидел в Майкопе в 1959 или 1960 году и загорелся идеей развития спидвея в Новосибирске.

— Стадион построили быстро — всего за два года. Некрасов сагитировал СибВО, он помог, солдатики приехали, котлованчик сделали. Я пришел сюда в 1963 году и помню, что уже дорожку и откосы доделывали. Мой старший брат Вячеслав Дубинин, можно сказать, родоначальник спидвея в Новосибирске. Он первый катался. Дважды был серебряным призером Европы. Уже в 67–68 годах здесь прошли два полуфинала мира по мотогонкам на льду, — рассказывает Юрий Иванович Дубинин, встречая обозревателя «Советской Сибири» у зеленых ворот мотодрома.

Кто спасёт спидвей?

Юрий Дубинин — представитель знаменитой династии мотогонщиков. Пятикратный чемпион Советского Союза, двукратный серебряный и бронзовый призер Советского Союза, двукратный чемпион России, двукратный победитель полуфиналов мира по ледовому и гаревому спидвею. Мотодром для него уже более полувека как дом родной. Придя сюда еще нескладным подростком, он сам гонял по треку, падал, сдирая бока; счастливый, летел с победой на чемпионатах, приходил после тяжелейшей черепно-мозговой травмы, отлежав четыре месяца в больнице, на время потеряв память и перестав узнавать людей, которых знал много лет. Здесь тренировал детей и воспитывал уже новых чемпионов.

— В 1980 году наша команда стала чемпионом Советского Союза, — говорит Юрий Иванович, показывая несколько полок в кабинете, заставленных победными кубками новосибирской команды.

Кусок рельса сдали — залили бензин

В 1990 году, когда начали рушиться хорошо отлаженные механизмы по всей стране, новосибирский спидвей «просел». На десять лет жизнь на мотодроме почти замерла. Денег не было ни на что. Юрий Дубинин, которому не смогли платить зарплату, был вынужден на девять лет уйти в шоферы скорой помощи — пригодилось виртуозное умение управлять транспортом. В новом веке нашли выход: начали проводить совместные занятия с областным центром детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр».

Кто спасёт спидвей?

— В 2003 году совместно купили кое-какую технику для детей. Еще был маленький совет клуба — тоже помогали. Начали проводить детские тренировочные занятия, а с 2006 года участвовать в чемпионатах России и уже достигать спортивных результатов, — говорит экс-тренер сборной команды Советского Союза.

Казалось, что все налаживается. Но в 2012 году с ДОСААФ сняли ответственность за технические виды спорта и перестали выделять деньги из бюджета на эти цели.

— Первое время существовал попечительский совет спидвея, — рассказывает Дубинин. — В системе заводов еще присутствовал отдел ДОСААФ, и то одна, то другая организация и даже частные предприятия помогали нам как в проведении соревнований, так и в приобретении запчастей для мотоциклов. Это продолжалось не очень долго. Буквально в 2015 году мы совсем сели на мель. Помогали родители занимающихся у нас детей: покупали топливо для мотоциклов, масла. Ремонтировали технику, конечно, сами. Сначала совсем забыли, что такое грейдер: лопатами собирали грунт и переносили в образовавшиеся после тренировки ямки. Помог «Сибсельмаш» — отдал нам ненужную шишигу, которая и поливает, и таскает гладило для выравнивания дорожки. Но грейдер иногда приходится арендовать, чтобы не было трамплинов, ям глубоких. Один день работы — 16 тысяч рублей. Где их взять? Металлолом сдаем из того, что выходит из строя. Старое гладило, кусок рельса сдали. Но это небольшие деньги, только чтобы залить бензин. Когда надо срочно платить, а денег нет, делаем общий сбор всех участников тренировочного процесса. Они разговаривают с родителями, помогают.

Кто спасёт спидвей?

Последнее поступление мототехники от ДОСААФ было в 2013 году, и больше ничего не получили, говорит чемпион. Несколько раз выигрывали гранты. На них купили один мотоцикл с двигателем 250 кубических сантиметров и специальные костюмы. Потом спортивная результативность снизилась, и подавать заявки перестали.

Мототехники не хватает — сегодня на мотодроме занимаются 12 детей и шестеро взрослых, а в наличии всего шесть мотоциклов. Правда, дети посещают секцию бесплатно, но защитную спецодежду родители приобретают за свой счет. Это недешево: только за прочный шлем приходится выложить порядка 28 тысяч рублей. Благо поездки на соревнования обеспечивает министерство физкультуры и спорта Новосибирской области — сборы, питание, проживание, дорога оплачиваются. Скоро три человека поедут на чемпионат России, высшая лига в классе 500. Дети от 14 до 16 лет тоже выступят на чемпионате в классе 80 «кубиков».

В прошлом году мальчики стали чемпионами в личном и командном зачете.

«У меня чувство отчаяния»

Но, к сожалению, возможность участия в соревнованиях не решает вновь и вновь возникающие проблемы. По словам Юрия Дубинина, в прошлом году закончился договор аренды на муниципальную землю, на которой находится мотодром. Теперь новосибирскому региональному отделению ДОСААФ России нечем платить. Поэтому возникла идея брать деньги с Автомотоцентра. Называются разные цифры: 45, 74, 100, 170 тысяч в месяц.

— Мы своим спортивным составом встретились с олимпийским чемпионом Евгением Подгорным, заместителем председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Законодательного собрания. Такое впечатление, что он чувствует мою обиду, мою растерянность, — говорит Дубинин, — и обещал выйти на министерство образования с просьбой о дополнительном выделении средств Автомотоцентру. Вроде бы решили этот вопрос положительно. Очень надеюсь, что общество детей не выкинет. Я за это переживаю! У меня чувство отчаяния, что ничего не могу сделать.

P. S. К сожалению, не удалось оперативно получить комментарий председателя НРО ДОСААФ Виталия Шадрина. Мы будем следить за развитием событий.

КОММЕНТАРИИ
Сергей АХАПОВ, министр физической культуры и спорта Новосибирской области:
— У нас в министерстве состоялось рабочее совещание с представителями РО ДОСААФ России по Новосибирской области и с представителями Федерации мотоциклетного спорта Новосибирской области по вопросу работы секции спидвея в Новосибирске. Сегодня на территории мотодрома ведут учебно-тренировочные занятия отделение автомобильного спорта МБУ «СШ ТЭИС» и отделение спидвея Автомотоцентра. Так как мотодром находится на балансе ДОСААФ, его руководство в настоящее время работает над заключением договоров с двумя этими организациями на право ведения деятельности на территории мотодрома и компенсации затрат на содержание мотодрома и коммунальные услуги. ДОСААФ планирует развивать спидвей на территории мотодрома. Сегодня на его балансе находятся 10 мотоциклов и изыскиваются денежные средства для выделения ставки тренера. Также по инициативе активистов спидвея рассматривается вопрос открытия негосударственной организации, основной деятельностью которой будет развитие спидвея.

Максим КОРОЛЕВ, директор ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр»:
— У нас были договоренности по занятиям нашей секции спидвея на мотодроме ДОСААФ. Это очень специ­фичный вид спорта, он неразрывно связан с мотодромом. Мотоциклы имеют определенную конфигурацию, как говорят, без тормозов, и сам заезд происходит в постоянном заносе, должно быть специальное гаревое покрытие. Эта техника в другом месте не может быть использована — на асфальте, в полях заезды не организуешь.
Нам сейчас предлагают заключить договор с мотодромом на коммерческой основе. До этого был договор о совместной деятельности. Мы подали в министерство образования заявку на увеличение бюджета. Но мы — бюджетная организация. Все расходы планируются за год вперед и утверждаются в министерстве, поэтому спортсмены стали выражать свою озабоченность, что все закроется, нас выгонят. Но пока речь не идет об этом. В министерстве сказали, что будут искать деньги, а руководство мотодрома на данный момент дало добро на то, чтобы спортсмены и педагоги могли там готовиться к соревнованиям. Но в то же время дали понять, что договор безвозмездных взаимоотношений нам продлевать не будут.
Ситуация тяжелая. С одной стороны, мы понимаем, что надо порядок наводить. Мотодром находится в таком состоянии, что плакать хочется. Деньги должны туда выделяться, но кто их должен выделять и как это должно быть организовано — вопросы к ДОСААФ. Я понимаю, что им нужно деньги искать на обслуживание и содержание зданий, поэтому рассматриваются разные варианты. Ранее ДОСААФ не смог поддержать этот вид спорта, и наш Автомотоцентр выступил в роли гаранта, который принял на свой бюджет заработную плату педагогов, расходную часть по обслуживанию техники и так далее, а нам были предоставлены площади. Сейчас мы пытаемся договариваться. Ищем возможности взаимодействия.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Не парьтесь! Ученые выяснили, кому вредна сауна Самарский международный аэропорт Курумоч станет доставлять грузы на дом В Самаре лжеэнергетики вводят в заблуждение клиентов «ЭнергосбыТ Плюс» Золотое «Мяу»: топ-5 самых дорогих котов Костромы В вузах Самарской области увеличили количество бюджетных мест

Последние новости