В регионе обсуждают пути развития экономики до 2030 года: консервативный, целевой и инновационный
Новосибирские парламентарии предложили пересмотреть налоговое законодательство для столичных холдингов.
Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года в Заксобрании обсуждалась бурно. Документ, представленный министром экономического развития Ольгой Молчановой и разработанный одним из вузов региона, вызвал у членов строительного комитета вопросы. Особенно в части инфраструктурного развития столицы Сибири и налогов, которые крупные компании платят отнюдь не в регионе. Между тем денег на развитие той же строительной отрасли в бюджете все меньше.
Будущее — за инновациями
Итак, по порядку. Стратегией определены три приоритета: развитие человеческого капитала и социальной сферы, развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции, а также создание современной безопасной среды для жизни, преображение городов и поселков Новосибирской области.
По словам Ольги Молчановой, возможны три варианта реализации стратегии: консервативный, целевой и инновационный. И если в консервативном сценарии к 2030 году валовой региональный продукт планируется на уровне 2 890,6 миллиарда рублей, то в инновационном — 3 633 миллиарда. При этом производительность труда повысится в 1,9 раза, доля высокотехнологичной продукции в ВРП увеличится в 1,6 раза, а доля инвестиций — до 27 процентов. Промышленное производство вырастет в 2,1 раза, а выпуск продукции сельского хозяйства — в 1,7 раза.
— Инновационный сценарий предлагается в качестве основного, — прокомментировала Ольга Молчанова. — Он включает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций — иностранных в том числе, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний. Этот сценарий очень хорошо взаимоувязан с 204-м указом Президента России. К 2030 году регион должен быть в десятке или в тройке лидеров.
При этом сценарии ввод в эксплуатацию жилых домов увеличится в 1,5 раза, площадь жилья на одного жителя подрастет до 29,1 квадратного метра.
— На основе стратегии в первом квартале 2019 года будет разработан план ее реализации, он будет актуализироваться в зависимости от тенденций, которые происходят в экономике и социальной сфере, — объяснила министр.
Без метро никак
Не все члены комитета были так же оптимистично настроены.
— Мы все будем рады, если в 2030 году увидим то, что планируется в стратегии, — сказал депутат Иван Сидоренко. — Но лично я не увидел инструментария, благодаря чему мы будем этого добиваться. Ситуация такова, что многие предприятия, с которыми мы еще два года назад работали, закрываются. А их производственные мощности проданы или сданы в аренду. Вот мы говорим здесь о конурбации, транспортной доступности регионов, а ведь жители окраин в центр города не могут доехать! Я думаю, необходимо ставить вопрос о возобновлении строительства метро. Если не будет развития транспорта, в последующие пять — семь лет город не сможет строиться. А из Новосибирска, который сегодня называют центром притяжения человеческого капитала, люди просто начнут разъезжаться.
По данным депутата Николая Мочалина, за два последних года объем строительно-монтажных работ в Новосибирской области уже сократился на 38 процентов.
— Развитие экономики области напрямую связано со строительной отраслью и строительством жилья. И бесполезно рассматривать строительную отрасль региона вне контекста всей экономики региона, — сказал Николай Мочалин. —– Сегодня более 80 процентов инвестиций составляют денежные средства дольщиков, привлеченные на стадии строительства домов. И если вся экономика деградирует, а реальные доходы населения падают, то никакие манипуляции с господдержкой и возведением бюджетных объектов не спасут строительную отрасль. Строительство жилья и социальных объектов должно вестись параллельно со строительством объектов экономики — прежде всего объектов материального производства с высокой добавленной стоимостью. А как раз этой политики у нас в области нет. Сегодня нужно новое качество экономики, с восстановлением структуры материального производства. И новое качество управления развитием экономики.
Игра в одни ворота
Председатель комитета Евгений Покровский акцентировал внимание собравшихся на еще одной очень важной проблеме.
— Мы сейчас говорим о привлечении в регион инвестиционных средств и изыскиваем дополнительные ресурсы для пополнения бюджета. Поэтому хотелось бы знать о тех компаниях, которые участвуют как в производстве, так и в эксплуатации объектов в регионе, а налоги платят в Москве и в Питере, — заявил Евгений Покровский. — Я, например, могу назвать одно из таких предприятий — это НЗХК, который работает у нас, а налоги платит в городе Электростали.
На это Ольга Молчанова возразила, что вертикально интегрированные структуры налог на имущество платят по местонахождению объекта, а распределение прибыли происходит пропорционально распределению имущества между регионами. В течение 2017 и 2018 годов правительством были сделаны шаги по взаимодействию с госкорпорацией «Росатом», в состав которой входят НЗХК и ТВЭЛ. Компаниям был представлен ряд разработок, и они сейчас рассматривают возможность венчурного финансирования.
— Мы пытаемся работать с другими госкорпорациями, например с РЖД, «Газпромом», чтобы они у нас заказывали производство продукции, которая необходима их основным компаниям. Почему мы и говорим, что область может стать базой для освоения ресурсов Сибири, — объяснила Ольга Молчанова.
— Это предприятия с оборотом в сотни миллионов рублей, — продолжил Евгений Покровский, — поэтому и встал вопрос о том, как с ними ведется работа. Мы прекрасно понимаем, что это сфера действия федерального законодательства. Так, к сожалению, сложилось, что многие предприятия, работающие здесь, налоги платят в Москве. Нас интересует по большей части именно строительная отрасль. Почему? Потому что мы сегодня замечаем, что на рынке строительства Новосибирской области стало появляться много других компаний. Мы не можем нарушить антимонопольный закон. Но мы тогда должны понимать, что наш рынок, наша экономика и наш бюджет будут иметь от того, что к нам пришли новые игроки.
Депутат считает, что необходимо детализировать ситуацию с подобными городскими предприятиями и один из ближайших шагов — обращение к центральной власти.
— Это будет инициатива с выходом на Правительство России либо обращение в Государственную думу, где можно будет посмотреть, как снивелировать этот закон. Сегодня мы видим, что в законе есть ряд несовершенных статей. Важен конструктивный подход, чтобы не получалась игра в одни ворота: предприятие работает здесь, люди живут здесь, всеми благами пользуются здесь, а часть налогов уходит в другие регионы, — резюмировал Евгений Покровский.
Комитет поддержал представленный правительством проект стратегии социально-экономического развития региона с учетом высказанных замечаний.