Ее родители видели в ней будущего успешного врача, а она… А она рассаживала своих кукол поудобнее и начинала учить их уму-разуму. Очень уж любила эта маленькая девочка представлять себя учительницей. Став постарше, она перенесла свою любимую забаву во двор: стала играть «в школу» с подругами. А еще чуть позже с увлечением «обучала» свою родную бабушку. Бывало, посадит ее перед собой и давай «воспитывать». Так что решение свою жизнь посвятить педагогике и желание связать свою судьбу с детьми пришли к ней не спонтанно, а вполне осознанно. Как вспоминает сама героиня материала, «где-то с 7-го класса» она уже точно знала, что пойдет не «в мед, а в пед». Так оно и случилось. К великой радости сегодняшних мальчишек и девчонок, а также их родителей. Венера Валиханова (собственно, она и есть та самая «маленькая девочка») уже 16 лет в педагогике, 6 из которых работает с дошколятами в ДОУ №1 «Дюймовочка». Через два дня эта милейшая женщина вместе со своими коллегами будет принимать поздравления по случаю своего профессионального праздника. 27 сентября — День Воспитателя. А незадолго до этого дня во время «тихого часа» (а когда же еще?) корреспонденту «ВЕ» удалось с ней пообщаться.
— Венера Нуриахметовна, примите поздравления по случаю начала нового учебного года и по случаю Дня Воспитателя. Пользуясь моментом, что бы Вы пожелали себе и своим коллегам?
— Спасибо за поздравление. Пусть год для всех нас будет удачным. Хочется, чтобы все творческие планы воплотились, чтобы как можно меньше было подводных камней, которые препятствуют работе педагога в реализации задуманного.
— Пусть так и будет. Венера Нуриахметовна, какое образование Вы получили в свое время?
— После десятого класса я поступила в Елабужский пединститут на филологический факультет. 10 лет проработала в школе. Но в силу определенных обстоятельств я начала работать в детском саду. Уже работая здесь, получила дополнительное образование — дошкольного работника. Без него никак. Что касается такого перехода, то ничуть об этом не жалею.
— Сможете объяснить разницу между работой со школьниками и малышами?
— В садике мне нравится больше, поскольку детки отличаются от школьников своей непосредственностью. Если ученики могут где-то схитрить, слукавить, вывернуться ради хорошей оценки, например, то у малышей таких «умений» нет. Они очень чистые, бесхитростные и настоящие. Детки искренне тянутся к тебе.
Впрочем, это и неудивительно, что к Венере Нуриахметовне тянутся. Она и сама очень искренняя, открытая и доброжелательная. Никогда ни при каких обстоятельствах не повысит голоса. Про таких, как Венера Валиханова, обычно говорят: располагает. Всегда выслушает. Всегда поймет. За успехи порадуется, если потребуется — пожурит. Настоящий Воспитатель! Профессионал с большой буквы!
— Я себя такой не считаю. У меня ведь не настолько большой опыт. Мне еще учиться и учиться. Благо есть у кого. Много воспитателей с большим стажем работы. Так что у них всегда можно перенять опыт работы и взять себе на вооружение что-то из их практики.
Невероятная скромность этого воспитателя, пожалуй, — еще одна ее отличительная черта. Между тем Венере Валихановой, несмотря на ее, как ей кажется, небольшой опыт работы с дошколятами, есть чем хвалиться и гордиться. Два года назад она участвовала в муниципальном конкурсе «Лучший воспитатель» и по его результатам вошла в шестерку тех «самых-самых» по городу. А ведь на тот момент стажа у героини материала было еще меньше, чем сейчас. Но уже тогда мастер-классом, разработанным ею лично, заинтересовались коллеги из других ДОУ. А ведь это тоже своего рода признание профмастерства. Или же вот еще пример профессионализма. В ее портфолио хранятся дипломы об ее результативном участии с нескольких конкурсов разных уровней. В частности, Венера Валиханова победила в конкурсе на выразительное чтение стихов Габдуллы Тукая. И здесь Венера Валиханова удивила коллег! Татарка по национальности, она выучила и рассказала наизусть стихотворение классика на… башкирском языке. Результат: 1 место! А уж сколько призовых наград у ее воспитанников-участников самых разных республиканских конкурсов! Каждую такую победу она буквально «проживает» вместе с ними и очень искренне радуется успехам своих ребятишек. А горящие глаза детей при виде любимой «Венеры Ихиметовны» красноречивее любых признаний. Как это важно, когда твой сын или дочка ходят в садик с удовольствием. А так оно и будет, если его встречает улыбчивая «тетя».
— Как, по-Вашему, метод кнута или пряника более эффективный?
— (улыбается) Я считаю, надо сочетать и тот и другой методы. Доброта, отзывчивость, внимание по отношению к детям обязательны. Но в то же время слишком мягкой быть тоже неправильно. При необходимости воспитателю стоит проявить и определенную настойчивость, и твердость характера.
— У Вас есть пример или образец для подражания?
— Есть. Я до сих пор помню уроки и мероприятия своего классного руководителя. Молостова Елена Анатольевна вела у нас математику с 4 по 6 классы. Очень хорошая женщина и отличный учитель. С тех пор прошло много времени, но я до сих пор помню ее уроки, перед глазами и сейчас она сама: всегда такая добрая, понимающая. А уже здесь, в садике, мне очень многое в профессиональном плане дала Денисенко Наталья Евгеньевна. У нее было чему поучиться. Сто-о-олько знаний, умений, навыков! К сожалению, она сейчас не работает в садике, мне ее очень не хватает. Она была не просто напарницей. Наставником! А еще мне очень повезло с младшей воспитательницей — Захаровой Ларисой Павловной. Труд нянечек, как правило, недооценивают, а ведь зачастую они — правая рука воспитателя. По крайней мере, в моем случае точно. Лариса Павловна всегда поможет в работе с детьми.
— Вас любят дети, уважают родители и, думаю, ценят коллеги. Как удается ладить со всеми?
— (улыбается) Стараюсь. Конечно же, важно уметь находить подход ко всем. Ведь эти три составляющие: ребенок-родитель-коллектив — звенья одной цепи. И если где-то в одном месте цепь порвется, то некомфортно будет и в остальном. Я такой человек, что буду переживать, если где-то что-то пойдет не так. Поэтому стараюсь избегать конфликтных, стрессовых ситуаций. Но, к сожалению, не всегда все зависит от нас самих. Вот, например, когда судьба нашего садика висела на волоске, я очень переживала. А этот негатив отразился на моем здоровье… Переживаю, потому что очень люблю свою работу.
— Тем не менее жизнь продолжается, и, к счастью, Вы по-прежнему на своем месте. Более того, встречаете и провожаете всех с улыбкой. Что или кто помогает Вам взять себя в руки?
— Конечно же, дети! Моя работа с ними помогает мне забыть о каких-то неурядицах, проблемах, трудностях. Я словно живу в их мире, мире Детства, таком беззаботном и счастливом. Вместе с ними я чувствую себя в душе ребенком.
Разумеется, Венера Валиханова, будучи аттестованным воспитателем I высшей квалификационной категории, знает методы работы с дошколятами, учитывает их возрастные особенности, проявляет выдержку и такт в общении с самыми разными родителями. Все это ей присуще, безусловно. Она же образованный, интеллигентный человек. Но природой ей дано и нечто большее, чему в институтах не учат. Это нечто неуловимое на первый взгляд, но такое важное! Сеять то самое классическое «разумное, доброе, вечное» ей помогают, конечно же, безграничная любовь к детям и умение по-настоящему окунуться в их мир. С профессиональным праздником всех Воспитателей с большой буквы!