Обсуждая программу развития сельского хозяйства, члены аграрного комитета Заксобрания были вынуждены констатировать: положение дел в отрасли далеко не радужное.
По словам министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгения Лещенко, в прошлом году уровень рентабельности в отрасли с учетом всех субсидий составил 9,9 процента — это на 3 процента ниже, чем в 2017 году. Кстати, и в 2017-м рентабельность снизилась на 3 процента по сравнению с 2016 годом. В то же время на поддержку сельского хозяйства в прошлом году было выделено в общей сложности 4 миллиарда 670 миллионов рублей. Иными словами, вкладываем миллиарды, а рентабельность все равно падает.
— Мы говорим об эффективности сельского хозяйства, а между тем с начала года у нас в области снижается производство молока, равно как и маточное поголовье. Только четыре района дают небольшую прибавку, в остальных показатели снижаются, — подчеркнул депутат Юрий Бугаков. — Да, в общем вроде бы и есть прирост, но исключительно за счет «Сибирской нивы» в Маслянинском районе. А в других хозяйствах вырезают скот. Мы должны довести до руководства области, что ситуация в сельском хозяйстве если не критическая, то близка к ней. По сути, мы забираем работу у людей. А во многих селах, где нет работодателя, они и так только за счет пенсионеров живут.
С коллегой солидарен Михаил Вересовой — и как депутат, и как руководитель крупного хозяйства.
— Было такое хозяйство — «Палецкое», там было 1 200 дойных коров, 300 человек работало, а теперь 12 тысяч гектаров пашни зарастают бурьяном, только дикие козы бегают, раздолье для охотника. Больше ничего нет. И еще такой момент. Мы поддерживаем фермеров, даем им деньги, а где отдача? Непонятно, куда они сдают молоко, — сказал он.
К сожалению, вопросы, поставленные депутатами, по сути, остались без ответа. Действительно, общие показатели — как средняя температура по больнице. Факты — вещь упрямая, прирост по молоку и поголовью дают три крупных хозяйства, а остальные в минусе. Видимо, выход из этой ситуации законодательной и исполнительной власти придется искать вместе.