Вместе с доктором филологических наук, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского университета Галиной Заломкиной отобрали примеры предпринимателей из литературы.
Чарлз Тайзон Йеркс
Трилогия включает романы «Финансист», «Титан», «Стоик». Прототипом главного героя Фрэнка Каупервуда стал американский финансист Чарлз Тайзон Йеркс. Реальный бизнесмен не стеснялся подкупа, использовал шантаж, становился банкротом, сидел в тюрьме. При этом он внес вклад в развитие транспортных систем Чикаго и Лондона, финансировал строительство обсерватории, которую в его честь назвали Йеркской (а кроме нее, еще и кратер на видимой стороне Луны).
Литературный герой не брезгует методами прототипа. Он бросает жену с двумя детьми ради юной девушки, чтобы потом менять женщин как перчатки. Как и Йеркс, Каупервуд умирает от болезни почек с огромным количеством долгов.
Драйзер показывает коммерсанта, для которого все средства хороши. Хищный, смелый, беспринципный Каупервуд соответствует своему окружению.
Кадр из сериала BBC «Дамское счастье»
Оба романа относятся к циклу «Руггон-Маккары». Молодой Октав Мурэ жениться на владелице магазина тканей и новинок госпоже Эдуэн и выстраивает успешный бизнес, превращая заурядную лавку в огромный универмаг «Дамское счастье».
В романе «Дамское счастье» он не является главным героем, но в нем подробно описана борьба маленьких лавочек тканей и универсальных магазинов, а также жизнь их работников. Роман тоже имеет под собой реальную основу – прототипом «Дамского счастья» стал универмаг «Бон-Марше».
Фильм «Гобсек», СССР, 1936 г.
Ростовщик Гобсек живёт по принципу «миром правит золото, а золотом владеет ростовщик». Он равнодушно наблюдает за страданиями своих клиентов, даёт кредиты не меньше, чем под 15%, и только раз «по дружбе» сбрасывает до 13. В большей степени роман – история не Гобсека, а людской алчности. В своей работе ростовщик сталкивается с самыми низкими проявлениями человеческой сущности.
Для предпринимателей будет поучителен конец Гобсека. В конце жизни он только накапливал, ничего не продавал, потому что боялся продешевить. Съестные припасы, которые накопились в его доме, давно протухли:
«Он торговался из-за нескольких франков, а в это время товар портился. Серебро не было продано, потому что Гобсек отказывался брать на себя расходы по доставке. Мешки кофе залежались, так как он не желал скинуть на утруску. Словом, каждый предмет сделки служил ему поводом для бесконечных споров-несомненный признак, что он уже впал в детство и проявлял то дикое упрямство, что развивается у всех стариков, одержимых какой-либо страстью, пережившей у них разум».
Борис Михайлович Кустодиев. Купец. Из серии «Русь. Русские типы»
Как и подобает герою русской литературы, сын купца Фома Гордеев испытывает внутренние противоречия и мучения. Купеческое окружение занимается делом без какой-либо ценностной установки, а потому душит человека, который не вписывается в устоявшуюся структуру.
Но и среди купцов есть люди, которые занимаются своим делом с упоением и от души, как отец Фомы, Игнат. Ему не страшно потерять тысячи, для него важен процесс, которым он явно наслаждается: «Пускай их – пароходы горят. И – хоть все сгори – плевать! Горела бы душа к работе».
Повесть показывает эпоху расцвета купечества – рубеж XIX-XX веков. Купцы ощущают себя хозяевами жизни, людьми, на которых всё вокруг держится:
«Тут все — наше, тут все — плод нашего ума, нашей русской сметки и великой любви к делу! … Какой лучший город на Волге? В котором купца больше… Чьи лучшие дома в городе? Купеческие! Кто больше всех о бедном печется? Купец! Кто по грошику-копеечке собирает, сотни тысяч жертвует. Кто храмы воздвиг? Мы! Кто государству больше всех денег дает? Купцы! Господа! Только нам дело дорого ради самого дела, ради нашей любви к устройству жизни, только мы и любим порядок и жизнь!»
Подписывайся на наши аккаунты . Узнавай все самое интересное вместе с нами.
бизнес, литература