Ростуризм готовит изменения законодательства, они коснутся россиян, любящих путешествовать
Газета «Советская Сибирь» открывает рубрику «Новая стратегия: путешествуем вместе!», в которой будет регулярно информировать читателей о нововведениях в этой сфере.
На днях в Новосибирске побывал вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. Он рассказал, что Минэкономразвития РФ готовит Стратегию развития туризма до 2035 года.
В России формируются нормы, которые должны защитить права туристов и снизить финансовое давление на бизнес. Уже создан рабочий вариант документа.
— Чтобы не вышло «хотели как лучше, а получилось как всегда», Ростуризм хочет услышать отклики регионов на эти новеллы, — сообщил Александр Осауленко.
По его словам, более 80 процентов жалоб, с которыми нынешним летом обращались россияне, касались внутреннего туризма. Правоохранительные органы тоже не скрывают, что число жертв мошенников растет. После лихорадки, вызванной закрытием компании «Натали-Турс» (убытки тогда превысили миллиард рублей), была выстроена система защиты россиян, выезжающих за рубеж. Создали резервные фонды («Турпомощь», Российский союз туриндустрии). Кроме того, туроператоры перечисляют в фонды персональной ответственности один процент от объема продаж турпродукта за прошлый год. Но некоторые фирмы стараются сэкономить и для этого перерегистрируются в декабре. По-новому платить будут поквартально.
А вот те, кто путешествует по родным просторам, оказались не защищены. Между тем поток граждан, которые колесят по нашей стране, огромен и ежегодно увеличивается на 6–8 процентов. Только на юг за год выезжает около 20 миллионов человек. Мошенники пользуются несовершенством законодательства.
— Сегодня турфирме достаточно заплатить за страховку 20 тысяч рублей, чтобы работать легально, — сказал Александр Осауленко. — Но если фирма прекратит существование, не выполнив обязательств перед клиентами, страховая компания компенсирует не более 500 тысяч рублей. Вряд ли этих средств хватит, чтобы покрыть убытки.
Бумажное свидетельство о внесении сведений о компании в федеральный реестр планируется заменить на электронное. Представителей отрасли обяжут при получении денег от клиента оформлять «электронную путевку». С 2021 года она станет обязательной для операторов выездного туризма, а с 2022 года — для всех остальных. Таким образом предполагается легализовать часть финансового потока, которая сейчас идет мимо касс. О масштабах теневых оборотов говорят следующие цифры: по официальным данным, в 2018 году туроператоры вывезли из РФ 2,1 миллиона туристов, эксперты же настаивают на 8,5 миллиона. К слову, три года назад было оформлено как полагается 600 тысяч отправляющихся за рубеж, то есть «белый» рынок все-таки растет. Штраф за нарушения — 50–100 тысяч рублей с должностных лиц и до трех миллионов рублей с юридических.
«Электронная путевка» будет иметь статус бланка строгой отчетности. Как сообщил Александр Осауленко, единый федеральный оператор, на чей счет будут стекаться средства российского турбизнеса, определен: это коммерческая компания ООО НТТ, «внучка» Ростеха, работающая на условиях концессии. Такие условия вызывают тревогу экспертов.
Руководитель комитета по развитию туризма исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Сергей Михайлов сообщил, что в ближайшие дни в Ростуризм будет отправлено мнение туристической общественности Новосибирской области.
А где гарантии безопасности?
Дмитрий МИКИТЧЕНКО, председатель правления Новосибирской ассоциации туристического общества, член общественного совета при Ростуризме:
— Сегодня мы и так имеем три фонда помощи туристам, выезжающим за рубеж. В том числе это средства туроператоров, которые лежат на депозитах. Речь идет о персональной ответственности компании перед клиентами. Накопленные суммы перекрывают ущерб, который может нанести крупная компания, если неожиданно уйдет с рынка. Действующее законодательство защищает туристов, и выработанный механизм устраивает бизнес. Нужно только добиться, чтобы страховой фонд достиг семи процентов, как и предполагалось. Жизнь показала, что лучшее — враг хорошего.
В документах, которые нам предоставлены, написано, что существующий механизм работает неэффективно. Это не так! Недавно ушла крупная компания «Жемчужная река», и всем ее клиентам в полной мере возместили ущерб. По новым правилам за ближайшие пять лет в фонд придется заплатить раза в два больше, чем сейчас. Нагрузка на бизнес увеличится. Средства всего турбизнеса предполагается аккумулировать на счете единственного коммерческого оператора. А если его руководство с деньгами убежит в Лондон, как уже происходило?