В РФ обсуждают введение в школах уроков финграмотности и предпринимательства. TatCenter спросил экспертов, должны ли родители давать детям деньги за хорошие отметки и домашние дела, можно ли так развить деловые качества и как денежные премии влияют на психику ребенка.
«Учитель года-2018» в Татарстане, физик казанской гимназии № 1 им. Г. Тукая Радик Хабиров.
«Я не сторонник метода, когда родители буквально платят за хорошие оценки — дают детям деньги за пятерки, четверки, другие высокие результаты в обучении. Если ребенок понимает, для чего он учится, то финансовая сторона вопроса его не будет интересовать. Если он осознает, что знания пригодятся ему в будущем, то он интересуется предметом, хочет его изучать. Я не исключаю, что для некоторых детей денежное вознаграждение может стать мотивацией, но, на мой взгляд, все-таки лучше, если это будут не сотни рублей, а чисто символическое вознаграждение, именно как поощрение, чтобы учеба не превращалась в заработок. Возможно, это может сыграть роль своеобразного толчка на начальном этапе обучения, пока у ребенка еще не сложилось понимание, ради чего на самом деле он учится. Но постепенно от этого надо отходить. Если ребенок в том возрасте, когда уже способен понять, зачем ему знания, денежные поощрения не нужны”. “В семье нет работы. Есть ответственность, доверие и уважение друг к другу”. Инна Кротова, доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ. «Многие родители премируют деньгами школьников за успеваемость, за выполненную работу по дому. К такому пути я отношусь отрицательно. Премированием родители сами осознанно и планомерно формируют отношение к деньгам как средству откровенной манипуляции. Это открытый подкуп. Деньги получают за работу, но за работу вне дома, и деньги получают от работодателя. Деньги от родителей — это не деньги, не объективные деньги, это один способов показать детям, что власть, контроль, дружба покупается и продается. В дошкольном возрасте такое премирование показывает ребенку силу власти взрослого, как следствие — несамостоятельность ребенка. В школьном возрасте оно показывает силу контроля взрослого, что может привести к безынициативности, а в подростковом возрасте — силу дружбы взрослого, что может стать причиной лицемерия. Считаю, что в семье нет работы, но есть ответственность, доверие и уважение друг к другу. Это и должно быть премированием при выполнении домашних семейных обязанностей, с учетом возрастных особенностей и потребностей”. Зарабатывание денег за мытье полов дома или за хорошие отметки не разовьет в ребенке предпринимательскую жилку. Важнее дать понять простую вещь — не стоит зарабатывать на родителях, не стоит измерять деньгами все без исключения. Роман Егоров, социальный предприниматель, руководитель АНО «Дивергент». «Дети и деньги — один из самых обсуждаемых вопросов. Считаю, что единого подхода здесь быть не может, уж слишком разные и мы сами, и наши дети. Желание родителей воспитать детей помощниками и приучить их к порядку понятно и естественно, и пути достижения результата — внутреннее дело каждой семьи. В нашей семье не было принято премировать детей именно деньгами, и со своими детьми я поступал и поступаю аналогично. Дружба с ребенком, совместное обсуждение важных вопросов, в том числе покупок, обсуждение возможности поехать на отдых или на учебу в другую страну — это пример, как еще можно решить такую задачу. Думаю, неверно было бы считать, что зарабатывание денег за мытье полов в собственном доме или за хорошие отметки разовьет в ребенке предпринимательскую жилку. Скорее, знание, как именно можно монетизировать полученные знания и умения поможет в этом больше. Важнее дать понять простую вещь — не стоит зарабатывать на родителях, не стоит измерять деньгами все без исключения. Мне ближе понятие удочки, а не рыбы, то есть — знаний, умений, опыта. Завтра я найму уборщицу, и что тогда? Кончится заработок, а как поступать дальше — неясно. Вот мне не кажется, что ребенок пойдет намывать полы соседям просто потому, что хочется сходить в кино. Лучше я покажу ему другие возможности. Да и не гонюсь я за обязательно отличными отметками детей в школе. Прекрасно, если они есть, но и учиться на четыре тоже не зазорно, знания важней оценок, и не всегда важны только школьные знания. Поехать в Израиль или в Англию и набраться знаний там… и не только там, очень много интересного есть и ближе. Громадное количество исторических достопримечательностей рядом с Казанью, а это не только интересно, но и развивает кругозор, эрудицию, хотя оценку по истории такие знания не прибавят. Но и родители, считающие по-другому, имеют полное право на свою точку зрения. Знаю прекрасных, умных детишек, которые получают от родителей небольшие деньги за отметки и даже за посещение детсада, например. Там работает другая схема — монетки складываются в копилку, а потом дети решают, что они купят на это. И, когда ребенок говорит, что хочет купить маме цветы — представляете, как Источник: TATPRESSA.RU