Чтобы дела в лесной промышленности пошли на лад, иногда достаточно сменить директора учреждения...
Как вытащить лесхозы из финансовой ямы? Вопрос обсудили в Заксобрании, выслушав доклад аудитора областной контрольно-счетной палаты Елены Саблиной.
Напомним, до 2007 года лесхозы вместе с принадлежащим им имуществом передали Новосибирской области, раньше они были в федеральной собственности. Затем государственные учреждения были преобразованы в ГУПы, а позже некоторые из них стали акционерными обществами. Ежегодно лесхозам предоставляются субвенции из федерального бюджета: в 2017 году их сумма составила 247 миллионов рублей, в 2018-м — 241 миллион рублей.
— На 1 июля прошлого года в регионе было зарегистрировано 23 лесхоза, в том числе пять государственных предприятий и 18 акционерных обществ. Один из лесхозов, Пихтовский, с 2016 года находится в стадии ликвидации. Деятельность в сфере лесных отношений также осуществляет автономное бюджетное учреждение «Новосибирская авиабаза», которому в 2017 году было выделено 78 миллионов рублей и за первое полугодие 2018-го — еще 52 миллиона рублей из областного бюджета, — рассказала Елена Саблина. — Авиабаза в рамках государственного задания получает субсидии на охрану, защиту и воспроизводство лесов, с одновременной продажей лесных насаждений. Проверка показала, что в штате авиабазы отсутствуют специалисты, которые могли бы заниматься защитой и восстановлением лесов. Эти работы выполняются лесхозами по договорам, заключенным неконкурентными способами.
По словам Елены Саблиной, авиабаза, фактически не выполняя работы, получает доходы с разницы в стоимости древесины. При этом лесхозы, которые являются государственными унитарными предприятиями, получают минимальный доход от перепродажи необработанной древесины. Иными словами, теряют деньги, которые можно было бы направить на развитие предприятий, обеспечение рабочих мест и повышение заработной платы.
— В 2017 году положительный финансовый результат получили только 12 лесхозов, в первом полугодии 2018-го — девять из двадцати двух существующих, — отметила Елена Саблина. — Из ГУПов только Татарский лесхоз работает стабильно, а Кыштовский и Ордынский лесхозы не достигли ни одного из ключевых показателей эффективности, но при этом имеют большую кредиторскую задолженность. Кроме того, с 2015 года в ГУПах не проводились аудиторские проверки, а это противоречит законодательству.
У депутатов Заксобрания доклад аудитора вызвал немало вопросов. Член комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Глеб Поповцев поинтересовался, что является причиной убыточности лесхозов. По словам Елены Саблиной, причины везде разные, не последнее место среди них занимает человеческий фактор. Пример тому Новосибирский лесхоз. После смены руководства дела на предприятии сразу пошли на лад.
— Хотелось бы также услышать, почему не проводились аудиторские проверки, а самое главное — были ли сделаны какие-то выводы, после того как были выявлены все эти нарушения, — сказал Глеб Поповцев. — Поэтому я предлагаю через два-три месяца вернуться к обсуждению этого вопроса и посмотреть, что изменилось за это время. Вопрос слишком важный и серьезный, чтобы пускать все на самотек.
КОММЕНТАРИЙ
Александр ДУБОВИЦКИЙ, заместитель губернатора Новосибирской области:
— 2018 год стал для нас годом финансового оздоровления организаций, занимающихся лесохозяйственной деятельностью. Кроме того, весь минувший год мы посвятили оформлению имущества, принадлежащего лесхозам, также избавляемся от непрофильных активов. И результаты налицо: из всех лесхозов, которые у нас есть, в минувшем году с убытками сработали только четыре, остальные показали прибыль. Мы знаем о существующих проблемах и стараемся их решить. Например, убыточный Кочковский лесхоз объединили с Доволенским, и в конце года предприятие показало хоть небольшую, но прибыль. Погашены долги Болотнинского и Сузунского лесхозов, заканчиваем погашение кредиторской задолженности Новосибирского лесхоза.
Что касается авиабазы. Мы считаем, что охрана и защита лесов стоит на первом месте, а экономические показатели — на втором. Поэтому мы не можем допустить, чтобы наши леса от пожаров защищал непонятно кто. Те леса, где экономическая деятельность целесообразна, мы отдаем в аренду, а защиту и охрану ценных и особо ценных лесов мы будем осуществлять в рамках государственного здания.