Все, что уже известно о новой централизованной системе вывоза мусора
С нового года твердые коммунальные отходы будут собирать и утилизировать по-новому, в области начнет работать региональный оператор, а услуга перейдет в разряд коммунальных. Одна из проблем — вывоз мусора из дальних населенных пунктов, куда зимой и в межсезонье не проехать. Придется ли местным жителям с нового года платить за услугу, которую им пока не оказывают? И каким будет тариф?
Заседание по вопросам перехода на новую систему обращения с отходами состоялось в областном правительстве под председательством регионального министра ЖКХ и энергетики Дениса Архипова. Представители муниципальных образований задавали вопросы и предлагали решения в режиме видео-конференц-связи.
Когда контейнеров не хватает
Нововведения в системе обращения с отходами предусмотрены изменениями федерального законодательства, регулирующего отрасль, вступающими в силу с 1 января 2019 года, напомнил Денис Архипов. Таким образом, времени на разворот системы — месяц с небольшим. Готова ли область к грядущим переменам?
По предварительным данным, в муниципальных образованиях насчитывается 11 тысяч площадок для сбора мусора. 17 тысяч контейнеров расположены в районах, 23 тысячи — в городских округах. Именно с контейнерными площадками связана одна из самых острых проблем.
— На территории муниципальных районов требуется установить 51 тысячу контейнеров, на территории городских округов — 327 штук, — пояснила Наталья Аббасова, начальник отдела водоснабжения и благоустройства управления коммунального комплекса и энергетики министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области. — Цифра неокончательная, потому что город Новосибирск пока не дал информации. На установку потребуются затраты. По предварительным подсчетам, баснословные цифры: на контейнеры — около 306 миллионов рублей. А еще нужны площадки накопления.
Эксперт предложила обсудить, как уменьшить затраты, связанные с установкой контейнеров. Вариант номер один — организовать кольцевой вывоз. В удаленных районах насчитывается около 750 малонаселенных пунктов, где стабильное круглогодичное транспортное наземное сообщение отсутствует и куда мусоровозы 1 января вряд ли смогут добраться.
Есть и такие деревни, где проживают несколько десятков человек. Количество отходов там минимальное. Задача регионального оператора — предоставлять людям услугу, выполнять обязательства, но тратить на транспортировку ТКО как можно меньше. Для этого разработана дорожная карта, на ней помечены все графики и маршруты, по которым пойдут мусоровозы.
Тариф вырастет. Почему?
Расчеты будут представлены в департамент по тарифам, чтобы получить ответ на самый главный вопрос потребителей: сколько будет стоить услуга?
Тариф на вывоз мусора в качестве коммунальной услуги будет установлен впервые, и с 1 января 2019 года начнет действовать ограничитель его роста, пояснила Лариса Анисимова, гендиректор ООО «Экология-Новосибирск», регионального оператора. Одними из составляющих тарифа на вывоз мусора станут налог на добавленную стоимость (НДС) и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
— Увеличение произойдет, — сказала Лариса Анисимова. — В том числе потому, что при переходе услуги из жилищной в коммунальную появляется НДС, которого ранее, когда услуга была в содержании жилья, не было. Помимо этого в затратах на захоронение появляется плата за негативное воздействие на окружающую среду. Ранее этот платеж вносили юридические лица, которые имели установленные нормативы на размещение отходов, население и управляющие организации от этого платежа были освобождены.
Денис Архипов акцентировал внимание на том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с федеральными решениями станет дополнительным источником средств для установки сортировочных линий.
— До регионов планируется доводить средства федеральной субсидии, которая формируется из источника «плата за негативное воздействие на окружающую среду». В целом при принятии тарифа будут рассматриваться максимально сбалансированные и эффективные для всех участников рынка решения, подразумевающие исключение всех возможных излишних затрат, — пообещал министр.
Как освободить от платежей тех, кому услуга не оказывается?
У регионального оператора мощностей достаточно, чтобы охватить услугой все муниципальные округа и райцентры уже в январе, но с отдаленными территориями сложнее.
— Совместно с муниципальными образованиями будем вести мониторинг, оценивать объемы отходов, — сказала Лариса Анисимова. — Целесообразно ли оказывать эту услугу людям по такой цене? Может быть, поставить вопрос о дифференцированном тарифе, о снижении периодичности вывоза, в том числе путем строительства площадок временного накопления...
Гендиректор регионального оператора подчеркнула:
— В тех населенных пунктах, где услуга до определенного периода не оказывается, производить начисления ни в коем случае нельзя.
На что Вадим Агеенко, зампредседателя комитета Законодательного собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заметил, что «по закону обязанность оплачивать услугу появляется с 1 января 2019 года — с момента появления тарифа». Как будет выглядеть с юридической точки зрения освобождение от платежей жителей деревень, где пока не будут вывозить мусор?
— Скорее всего, мы не справимся, не сможем охватить всю область, — заявил депутат. — Коллапса, конечно, не будет, но обязанность по начислению возникает, а раз плату за коммунальную услугу начисляют и услугу не предоставляют, сразу — жалоба в прокуратуру. Можем ли мы это регулировать?
Денис Архипов подтвердил, что тему, которую затронул парламентарий, можно назвать «краеугольным камнем». Одна из норм Жилищного кодекса РФ гласит, что с 1 января 2019 года каждый собственник помещения обязан участвовать в системе обращения с отходами путем заключения договора с региональным оператором. Как это понять? Должен ли региональный оператор производить начисления всем, и в том числе тем, кому услуга не предоставляется?
— Мы с юристами прорабатываем этот вопрос, — подчеркнул министр.
В районах беда с мусорными полигонами
Одна из проблем, волнующих сегодня жителей глубинки, — заполнение свалок.
На связь с областным правительством вышли представители Краснозерского района и рассказали, что их полигон был построен в 2014 году и является собственностью райадминистрации, причем по условиям расходования бюджетных денег на строительство он должен отработать двадцать лет. Что будет, если на полигон повезут отходы сразу из нескольких районов и он переполнится за пару лет? Расширять его нельзя — по периметру чужие земли…
Региональный министр ЖКХ и энергетики Денис Архипов обнадежил краснозерцев сообщением, что процесс укрупнения объектов размещения отходов запущен, и в обозначенной дилемме «вываливать мусор на нелегальной помойке, за огородами, или использовать большой легитимный объект» уверенно порекомендовал второе. По его словам, в области должны быть созданы объекты межрайонного значения — легальные, современные полигоны с защитой почвы от негативного воздействия.
Полигон в Краснозерском районе строился за счет областных средств, поэтому им могут пользоваться жители всего региона. А для того чтобы уменьшить объем отходов-захоронений, на объекте установят линию сортировки. Ее оплатит федеральный центр, соответствующая сумма сейчас закладывается в проект бюджета.
Из Тогучинского района поступил вопрос, касающийся полигона рабочего поселка Горный. Он рассчитан на 11–12 тысяч кубов отходов, а по договору ему придется принимать 159 тысяч кубов. Местные власти бьют тревогу: что делать? Необходима техника, бульдозер, иначе — коллапс.
Лариса Анисимова сообщила, что сейчас в минэкономразвития региона рассматривается частная инициатива строительства в Тогучине нового полигона. На те два года, пока он будет строиться, резервов горненского полигона должно хватить. Затем площадку закроют и рекультивируют. Что же касается техники, то здесь нужно учитывать экономику процесса: чем больше мусора привезут на полигон, тем больше средств поступит на счета компаний, этот объект обслуживающих, и тем проще будет найти деньги, чтобы нанять бульдозер.
В поисках компромисса
О новых правилах обращения с твердыми отходами шла речь и на информационном часе регионального правительства, который состоялся 22 ноября в ходе 35-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области.
— В селе Орехов Лог Краснозерского района территориальная схема предполагает три места, где будет стоять по два контейнера всего лишь на 70 литров. При этом протяженность улиц в селе — около 12 километров. Возникает технический вопрос: как пожилые люди понесут эти пакеты? Это не будет работать, — отметил депутат Денис Субботин и выразил надежду, что еще есть время схему пересмотреть.
В своем выступлении на информационном часе депутат рассказал, как вывозят мусор в райцентре Краснозерское, где живет он сам.
— Там стоит около 500 частных контейнеров, и у моего дома тоже. Я плачу краснозерской фирме 200 рублей, и они два раза в месяц мусор вывозят. Многие жители частных домов на своем транспорте, за свой счет вывозят отходы на краснозерский полигон, а небольшая часть поселка охвачена кольцевым развозом. Если я сейчас избирателям Краснозерки скажу, что вы сами будете вывозить мусор, как раньше, и еще платить региональному оператору, я думаю, люди не поймут.
— Там, где услуга не будет оказываться, население не будет ее оплачивать, — заверил Денис Архипов и добавил, что размер тарифа, единого для всей территории Новосибирской области, будет понятен 15 декабря, в настоящее время департамент по тарифам занимается расчетами.
Денис Субботин попросил выполнить эту работу как можно быстрее, ведь от размера тарифа зависят компенсации малоимущим гражданам.
Глава Законодательного собрания Андрей Шимкив предложил вернуться к вопросу о ТКО на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, «чтобы не войти в тупик с начала года».
КОММЕНТАРИИ
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Допустим, деревня находится в 50–60 километрах от райцентра, а полигоны, скорее всего, будут располагаться неподалеку от районных центров. Кто будет возить эти отходы, за какие деньги? Нужно понять правила игры, ознакомиться с видением областного правительства и найти какой-то компромисс, который устроит всех.
Денис АРХИПОВ, министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области:
— В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве в Новосибирской области создается новая система обращения с отходами, которая позволит ликвидировать несанкционированные свалки, повысить качество обслуживания потребителей и качество жизни граждан в целом, улучшить экологический фон. Для этого начал работу региональный оператор по обращению с отходами, который регулирует взаимоотношения между всеми участниками отрасли, аккумулирует ресурсы и регулирует объемы отходов. Кроме того, с целью повышения экологической безопасности система меняется и технологически — создаются современные объекты размещения, линии сортировки мусора. Все эти меры направлены на исключение из системы самой возможности несанкционированного размещения отходов.