Известнейший польский путешественник, полярник, предприниматель, автор множества книг, полиглот. Но главное: первый и пока единственный человек в мире, который покорил оба полюса Земли в течение года, причем без помощи извне, Марек Каминский в понедельник побывал в Елабуге! Местные журналисты в ожидании встречи с 54-летним Мареком сразу же распознали его машину на проезжей части. Такой расписной Nissan с изображением карты маршрута и схемой проезда не заметить было невозможно. Впрочем, и сам владелец, как оказалось, фигура заметная в буквальном смысле: под два метра ростом, обаятелен и очень открыт. В Елабуге он был проездом. 1 июня Марек отправился в новое для себя путешествие: от Польши до Японии на электромобиле. В Елабугу же прибыл из Казани. К слову, в Татарстане наш «герой» впервые. Разумеется, поздоровался со всеми собравшимися, как только вышел из мобиля, а затем спросил: «Где можно зарядить машину?» И вот пока заряжался его удивительный транспорт, удалось задать несколько вопросов гостю.
— Марек, приветствуем Вас в Елабуге. Как добрались?
— Хорошо, без происшествий.
— Марек, приятно, что Вы говорите по-русски. Но что еще больше впечатляет, так это Ваше знание 8(!) языков! Потрясающе! Во время своего передвижения по Татарстану какое-нибудь слово и на татарском языке не выучили?
— Нет (улыбается).
— Так давайте научим! Например, татарскому приветствию: «исэнмесез!»
— И-сэн-ме-сез… Исэнмесез!
— Запомнили? Запомните! Марек, у Вас настолько неординарная, необычная машина, что, предполагаю, реакция окружающих бывает разной. Помимо стандартного желания сфотографироваться и улыбнуться как еще реагируют люди на Ваше эффектное появление?
— Реакция только позитивная! Негатива ни разу не было. Водители на дороге, например, из окон машин показывают: «Во!». Если останавливаюсь, то начинают расспрашивать: сколько км могу проехать, на какое время хватает зарядки, откуда еду и куда.
— То есть равнодушных нет?
— Нет!
— Марек, вот и мне, как тем людям, хочется узнать про ежедневный пробег мобиля, его «аппетит», максимальную скорость и т. д.
— Максимальную скорость можно развить до 160 км/ч. Но я не еду с такой скоростью. Обычно 60 — 80 км/ч. Это нормально. Чтобы ехать далеко, не надо ехать с максимальной скоростью: это экономически невыгодно. Быстро сгорает заряд. В день я проезжаю 200 — 250 километров. Заряжаюсь один раз в день. Такого питания хватает на 400 киломтров.
— Марек, оцените качество российских дорог.
— В России дороги хорошие. Санкт-Петербург, Москва, Казань… В целом дороги хорошие. Правда, много ремонтных работ ведется, но это нормально. Во всем мире так.
К слову, Мареку Каминскому за 11 дней пути удалось побывать во многих городах. Стартовал он в Варшаве, затем проехал родной Гданьск, прибалтийские города, Калининград, побывал в двух российских столицах: северной и первопрестольной, проехал через Владимир и Казань. После Елабуги путешественник на электромобиле отправился в столицу соседней Удмуртии — Ижевск. Он все время в пути. Как объяснил путешественник, салон своего транспортного средства он уже приспособил для жизни в пути. Есть и мини-кухонька, и спальное место. Но, бывает, иногда ночует в хостелах. Так, например, было в Казани. Признался: уж очень хотел здешний Кремль увидеть. Увидел!
Забегая вперед, скажу, что с отдельными достопримечательностями Елабуги он тоже познакомился. В частности, побывал на территории Елабужского института КФУ и Цветаевского мемориала. Впечатлился! Вернемся к интервью.
— Марек, а сотрудники ГИБДД Вас останавливали?
— Кто это?
— Дорожные полицейские.
— Нет. Я ведь правил не нарушаю (улыбается). Алкоголь не употребляю. Всегда зеро, ноль (смеется). Остановили лишь один раз, в Казани. Для того, чтобы поприветствовать.
— Марек, откуда у Вас такая страсть к необычным путешествиям? Почему вдруг на электромобиле, а не на самолете, например?
— Я сам так захотел. Никто меня не подталкивал. Во-первых, хочу популяризировать Польшу. А во-вторых, показать, что всегда есть альтернатива. Хочу проехать через Сибирию (Сибирь — прим. Л. Д), доехать до Японии. Это экологическая часть моей экспедиции. Хочу доказать, что электромобиль экологичен. Нет ни смока, ни мусора, ни выхлопов, ни СО2.
— Кстати, об экологии. Недавно состоялась «прямая линия» Президента нашей страны с народом. Во время телеэфира прозвучал вопрос, связанный и с электромобилями. В ответе Владимира Путина прозвучала и вот такая фраза: электромобили питаются от электроэнергии, для производства которой используется уголь. А это не самый экологичный источник энергии. Ваше мнение по этому поводу?
— Но ведь электроэнергия — это не только уголь. Уголь — лишь отчасти. Это может быть и гидроэлектроэнергия, и атомная. В будущем, верю, много такой энергии будет, а еще будем пользоваться энергией от Солнца.
— Марек, Ваша машина расписана вся. Здесь карта и названия стран. Это Ваш маршрут? Кто художник?
— Рисовал мой друг. А на схеме действительно мой маршрут. Вот в Польше, Латвии, Литве, Эстонии и России я уже побывал. Впереди — Монголия, Китай, Южная Корея, Япония.
Таким образом, Марек, водитель с 30-летним опытом вождения, преодолеет дистанцию в 13000 километров. Как признался экстрим-путешественник, передвижение на электромобиле приносит и некоторые неудобства. Одно из них, например, — это неразвитая сеть обслуживания именно таких мобилей. Марек Каминский так и сказал: «Очень тяжело зарядить машину. И это проблема». Впрочем, его идея — все-таки использовать такой транспорт на дальние расстояния (а не только в городе), и тяга к перемене мест перекрывает недостатки. Кстати, Марек ведет публичный дневник в интернете, где рассказывает обо всем увиденном. А помогают ему в этом фотоаппарат и видеокамера. Помимо этого камера установлена и на капоте его электромобиля — чтобы ничего интересного не упустить из виду.
Лира Даутова