Когда информационная система медучреждений будет работать устойчиво, компьютеры у врачей перестанут «виснуть», а электронные регистратуры избавят пациентов от очередей? Каким быть единому цифровому контуру здравоохранения и как он преобразит медицину, сделает услуги доступнее?
Мозговой штурм для решения этих вопросов проходил на форуме «ИТМ Сибирь», организованном в Новосибирске при поддержке регионального правительства и собравшем для серьезного разговора министров, врачей, айтишников и инженеров.
Телемедицина для ФАПа
На выставке современного медицинского оборудования и программного обеспечения специалисты-практики рассказали, что будут внедрять уже в ближайшем будущем, а с чем придется подождать. Основные ограничивающие факторы банальны — финансы и площадь медучреждений. И то и другое, мягко говоря, небезгранично.
Одно из самых впечатляющих направлений — телемедицина. На форуме презентовали телемедицинскую стойку для стационаров. «Умное» оборудование дает врачу возможность консультироваться с коллегами в онлайн-режиме, показывая, что происходит в диагностическом кабинете или операционной. Когда нужно принять экстренное решение, это очень важно. Для обучения медиков — тоже.
На мониторе живой пример. За 300 километров от центральной профильной больницы ребенку делают УЗИ головного мозга. Маленького пациента нельзя транспортировать — трястись пять часов по сельской дороге опасно, — поэтому обследуют в местной клинике, а результаты оценивают дистанционно. Консультация проведена, лечение назначено... Конечно, такое оборудование было бы незаменимо для сельской глубинки, вот только Интернет есть не везде, и это серьезная проблема.
Робот в регистратуре
Помимо телемедицины, в Новосибирской области планируют внедрять технологии распознавания речи, чтобы использовать искусственный интеллект для организации записи к врачу. Уже в текущем году на звонки в регистратуру начнет отвечать электронный дежурный. Если вопросы конкретные и простые, он сможет вести диалог и записывать на прием, подбирая удобное время. Если робот и пациент не смогут договориться, подключится работник регистратуры.
Кстати, искусственный интеллект уже зарекомендовал себя как хороший помощник в МФЦ, где такая система отработана. Со временем на роботов планируют переложить не менее 60 процентов звонков в медучреждения.
Проблемы старта
Как скоро врачи смогут пользоваться компьютерными технологиями уверенно и эффективно, а не просто набирать историю болезни одним пальцем, дублируя традиционные бумажки? Ведь это не ускоряет, а, наоборот, тормозит прием.
Анатолий Дюбанов, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, отметил, что вопросы есть не только к врачам, которых надо обучать, но и к самой информационной системе. Проблема старта, когда данные приходится записывать и в электронном виде, и на бумаге, будет сниматься постепенно.
— Сейчас очень непростой этап, но очень важный, без него двигаться невозможно — система должна наполняться данными, — прокомментировал Анатолий Дюбанов. — Есть проблемы и с развитием информационных систем в плане устойчивости, доработки идут буквально каждую неделю. В ближайшее время мы качественно повысим устойчивость системы. Это задача не только информатизаторов, но и главврачей, которые должны вовремя формулировать проблемы.
Зачем оцифровка здравоохранению
В областном минздраве заверили, что специалисты анализируют обращения граждан и со временем недочетов станет меньше. Каждое подразделение каждой медорганизации учится работать по-новому, пока не у всех все получается, но ясно одно: цифровизация дает врачам гибкий, удобный инструмент. При условии, конечно, что работа выстроена правильно.
— Раньше врачи открывали бумажные журналы, теперь у них есть автоматизированное рабочее место, — говорит Сергей Ларин, начальник отдела развития информационных технологий министерства здравоохранения Новосибирской области. — Врач может увидеть в дневнике план посещений — какие пациенты записались на прием с помощью доступных сервисов, кто пришел повторно, кто первично. Если в системе уже есть электронная карта пациента, не надо заниматься поиском бумажной карты. При переводе пациента из одной медицинской организации в другую документация будет доступна в оперативном режиме.
И снова про медкадры
Однако грамотный, востребованный специалист должен не только хорошо разбираться в компьютерной технике, но и прежде всего владеть тонкостями врачебного мастерства.
— Качество знаний молодого поколения, которое приходит в специальность, зачастую оставляет желать лучшего, — говорит главный врач Новосибирского НИИТО имени Я. Л. Цивьяна Елена Губина. — Конечно, есть интересные, нестандартно мыслящие ребята, но, к сожалению, бывает и так, как рисуют карикатуристы. Человек взял в руки палку, пошел эволюционировать, а когда сел за компьютер, начал снова превращаться в обезьяну. Каковы бы ни были возможности современной диагностики, клиническое мышление все равно имеет первостепенное значение. Если врач не умеет применить методы диагностики к конкретному человеку, ценность даже самого дорогого оборудования будет нивелироваться.
По словам врача, привычка «жать на кнопки» и черпать сведения из сомнительных источников ведет к утрате многих полезных навыков.
Кто первый в очереди
Покрыть Интернетом отдаленные и малонаселенные пункты — очень важный аспект работы. За три года в Новосибирской области планируют подключить к сети почти 900 ФАПов. Это решение вызрело на федеральном уровне и до 2021 года должно быть реализовано.
К слову, присоединить ФАП довольно затратно. По финансам это сопоставимо с подключением крупной больницы, а технологически может быть еще сложнее. Ведь ЦРБ, как правило, находятся в райцентрах, высокоскоростной Интернет там уже есть, а ФАПы — в небольших деревнях. Тем не менее подключение начнется в 2019 году. В первой очереди 319 ФАПов. Фельдшеры пройдут курс обучения, после чего смогут получать дистанционные консультации — решать вопросы госпитализации, диагностики и так далее.
К 2021 году в рамках национального проекта «Здравоохранение» для медицинских работников Новосибирской области планируют организовать почти 24 тысячи автоматизированных рабочих мест.