Николай Михайлович Карамзин в предисловии к «Истории государства Российского» написал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущему».
Эти слова славного российского историка должны быть нам памятны всегда. Но с особой силой они звучат в День народного единства, когда мы вспоминаем о спасении нашего Отечества от страшной смуты начала XVII века. Смута поставила Россию на грань национальной катастрофы, утраты государственности. Для ее преодоления была необходима консолидация общества. Силой, объединившей гражданское общество, стала Русская Православная Церковь. Именно из уст православного духовенства прозвучал призыв к освобождению Москвы и Отечества от иноземных захватчиков.
Под предводительством князя Димитрия Пожарского и нижегородского гражданина Косьмы Минина движимая призывами Святейшего Патриарха Ермогена Россия вышла из глубочайшего социального кризиса. Защищая веру православную, в 1612 году наши мужественные предки отстояли независимость и целостность Отечества. А Казанская икона Божией Матери, находившаяся в войске ополчения, стала залогом и символом освобождения Москвы и всей России от Смуты.
Как общероссийский праздник в честь Казанской иконы Божией Матери и в память освобождения Москвы от поляков день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал отмечаться в России с 1649 года. После революции 1917 года патриотическое значение этого события было забыто.
Возвращение праздника в статусе государственного было инициировано Межрелигиозным советом России, в который входят представители всех традиционных для нашей страны религий — православия, мусульманства, буддизма, иудаизма. С 2005 года 4 ноября — праздничная дата нашего календаря.