На что люди готовы пойти из-за представления о статусе и престиже в ущерб своему кошельку? Желание пустить пыль в глаза оборачивается займами на покупку дорогих смартфонов, украшений, шуб… За год сумма потребительских кредитов жителей республики увеличилась на десять процентов. Об этой тенденции мы поговорили с экспертами в области психологии и социологии.
Как выяснили «Челнинские известия», ежедневно в салонах сотовой связи города челнинцы приобретают в кредит или рассрочку, как минимум, два-три телефона Apple последней версии, цена которого достигает 92 тысяч рублей. То же самое с ювелирными украшениями. Челнинцы постоянно приобретают драгоценные изделия, прибегая к займам. С наступлением зимнего сезона то же самое можно сказать и о меховых изделиях. Многие из тех, у кого не так много денег, не готовы ограничиться пуховиками, они берут кредиты на шубы из дорогого меха.
При этом по данным Росстата в 2017 году среднемесячная зарплата жителей Челнов – около 32 тысяч рублей. Таким образом, купить телефон за 50 тысяч рублей для очень многих – трата выше их бюджета, но люди все равно идут на это в погоне за мифическим престижем.
По данным Центрального банка России татарстанцы взяли 49 189 миллионов рублей кредитов. И на 1 октября этого года они в общей сложности имеют почти 454 331 миллионов рублей задолженности перед банками. В 2016 году на первое число октября задолженность составляла 405 142 миллиона рублей, и это при том, что в этих суммах нет ипотеки. Так почему люди идут на такие траты, что заставляет их влезать в долги? Психолог Алсу Абдуллина считает, что во всем виновата реклама не только отдельных брендов, но в целом ценностей общества потребления.
«В рекламе создается образ обеспеченного человека: на престижной машине, в красивой одежде, с модным гаджетом. После этого у людей создается впечатление, будто без этих атрибутов они ничего не добились в жизни. Людям хочется соответствовать рекламной картинке, – считает психолог. – У них создается иллюзия, что счастье приносят дорогие покупки, но это ощущение мнимое. Получается показательное социальное соревнование, в котором побеждает тот, кто больше соответствует навязанному рекламой образу. В советские времена люди жили небогато, пропаганда была направлена на то, чтобы убедить людей: материальное состояние – не главное».
На поведение людей влияет не только психология, но и законы социологии. Мы живем в капиталистическом обществе, а у него свои правила. «Капитализм основан на идеологии потребления, которую он распространяет через массовую культуру, – говорит социолог Марина Яковлева, – Основная цель компаний присвоение прибыли за счет чужого труда. Поэтому разрабатываются соответствующие инструменты, способствующие все большему потреблению, например – кредиты, рассрочки, – рассказывает социолог. – Другая концепция предполагает, что человек идентифицирует себя со значимыми для себя группами, как правило, более статусными. Стремясь соответствовать им, люди покупают дорогостоящие товары, причем даже себе в ущерб, и чувствуют себя благополучным». Источник: TATPRESSA.RU