Светлана ТАРАСОВА, директор НГОНБ, заслуженный работник культуры РФ, 59 лет, город Бердск
Я родилась 13 февраля. Люблю это число и, если есть возможность выбора, всегда останавливаюсь на нем, оно меня абсолютно не пугает. Можно сказать, что мы дружим.
Самые ранние мои детские воспоминания — теплота и забота. А первое, что я более-менее отчетливо помню, — это как мы ходили в магазин за белым хлебом. Было это в начале шестидесятых годов, тогда детям полагались карточки на покупку полбулки белого хлеба за 24 копейки. Родилась и выросла я в Бердске и прекрасно помню, как мы ходили в местный железнодорожный универмаг за этим хлебом.
Жили мы в частном доме. А что такое дом на земле? Это огород, дрова, уголь для печки, отсутствие водопровода и канализации. А в таких условиях даже обыкновенная стирка — это очень непросто. Воды надо наносить с колонки, нагреть на печке, истопив ее предварительно, постирать все на руках, выполоскать, а воду потом еще и вынести, поскольку слива нет. Летом еще ладно, а зимой? Очень это тяжело. Но мы как-то справлялись. Нелегкое время было. А родители тогда еще и дом строили.
Папа мой один работал. Был он электриком, плотником — словом, на все руки мастер. Все мог, что можно сделать руками. Помню, он уже на пенсии был, а соседи всегда спрашивали его совета, если что-то надо по дому сделать — скажем, крышу перекрыть. Мама моя не работала, воспитывала детей, но все думали, что она учительница. Уж так она сумела себя поставить. Все ее уважали. Родители меня приучили так: все, что можешь сделать сама, — делай сама. Приучили в первую очередь личным примером. Папа, например, сам нам обувь чинил, бабушка платья шила. Я очень благодарна своим родителям. И, как, наверное, у многих других людей, у меня есть ощущение, что я что-то им недодала.
Была у меня всегда одна проблема — рассказать о личном. И не потому, что я людям не доверяю, а просто не хотелось загружать их своими проблемами. Я всегда все стремилась решать сама. Тем не менее дружба для меня очень много значит. Она дает ощущение устойчивости. Друг всегда поймет и поможет. Есть у меня одна подруга, мы с ней в молодости работали вместе. Она сейчас в Санкт-Петербурге живет. Вроде так далеко, а все равно близко, общаемся постоянно, в гости ездим. А из школьных друзей никого рядом нет — жизнь разбросала.
Нет ничего хуже предательства. В моей жизни такое было, но я простила. Мне в этом очень помогла вера в бога. Лучше простить, чем жить с обидой. И потом мы с этим человеком встречались, общались. Да, я простила, облегчила свое сердце, но мне с ним не по пути.
Со своим нынешним мужем я вместе училась в школе. Еще тогда он предложил мне руку и сердце. Но я решила, что слишком молода, чтобы замуж выходить, что рано мне еще. Он тогда поехал в Севастополь, поступил в высшее военно-морское училище. Всегда мечтал стать военным моряком. И там нашла его судьба, он встретил девушку, женился. И я со временем вышла замуж. Потом развелась. Мой нынешний муж служил в атомном подводном флоте, потом у него была своя «маленькая Хиросима» — занимался перезарядкой атомных реакторов для подводных лодок. Но это уже на берегу. Закончил свою морскую карьеру командиром надводного корабля. Мы встретились через тридцать лет после школы. От судьбы не уйдешь. Знаете, я еще когда с первым мужем жила, не было у меня ощущения, что это мой человек, моя половинка. А теперь есть. Думаешь о нем, переживаешь как за себя. 48 лет мне было, когда я второй раз замуж вышла. Мой пятидесятилетний юбилей мы уже вместе справляли.
Мне всегда было тяжело делать выбор. Ну, например, что купить, куда поехать в отпуск. А с выбором профессии все совсем было не так. Я не выбирала, не размышляла, не раздумывала, у меня ни малейших сомнений не было, куда идти и чем заниматься. Я, еще когда училась, постоянно приходила в школьную библиотеку, помогала книги расставить или формуляры заполнить. Поэтому после школы сразу в культпросветучилище пошла, после этого были Кемеровский институт культуры и академия государственной службы.
Некоторое время я была на муниципальной службе. Я никогда не делала карьеру — я делала работу. Причем старалась выполнить ее хорошо, чтобы никого не подвести. Сначала я работала в отделе культуры, и, когда мне предложили эту работу, предполагалось, что я смогу совмещать ее с должностью директора библиотеки. Я тогда отказалась совмещать. Поняла, что ни там, ни там не смогу полностью выкладываться, что-то неизбежно буду упускать, а это неправильно.
Когда меня перевели в отдел образования, никто меня особо и не спрашивал. Надо — и все. У меня просто ломка была, ну не моя это работа! Трудиться приходилось с восьми утра и до одиннадцати вечера, и по выходным тоже. Бывало, приду на работу в субботу или в воскресенье, десять минут поплачу, два часа поработаю, потом снова десять минут поплачу… Ну или папки домой брать приходилось. Я в то время как раз развелась с первым мужем, мама болела, надо было помогать. Приду домой к ним, в частный дом, и сразу готовлю еду на завтрашний день, потом, ближе к ночи, делаю уборку влажную, бывало, что и постираю — на руках, естественно. Пять лет я так работала, 95 дней отпуска неиспользованного за это время накопила. Но зато похудела на десять килограммов — нет худа без добра.
Главное в жизни — быть терпеливой. Жертвенность нужна. А сейчас это уходит, все стремятся жить для себя. Но я считаю, что, для того чтобы чего-то добиться в жизни, нужно уметь терпеть и жертвовать. Хотя я очень серьезно отношусь к выражению «Бойтесь своих желаний — они могут сбыться». Кто-то хочет похудеть, к примеру. Вопрос в том, какой ценой. А вдруг заболеешь? В жизни вообще все так: все пополам, есть и плохое, и хорошее. Когда я работала в отделе образования, очень сложно мне было. Но зато сколько хороших людей я тогда встретила!
Не понимаю, что такое профессиональное выгорание. Для меня моя работа — это моя жизнь. Но и семья очень важна, конечно же. Важно уметь соблюдать баланс, чтобы ничто не страдало. Я люблю мечтать. Одиноко без мечты. Не помню, какие из моих мечтаний сбылись, а какие нет. Да так ли это важно? Ведь жизнь продолжается. Вообще, я считаю, что, наверное, не стоит переживать о прошлом. Сделал выводы, и иди дальше. Сейчас я мечтаю, чтобы было здоровье у меня и у моих близких. Мечтаю, чтобы наконец-то построили новое здание для нашей библиотеки, из этого мы выросли давно. Мечтаю долгие годы быть активной. Ведь я еще очень многое хочу сделать.