Традиции сельскохозяйственных ярмарок: это нужно и горожанам, и фермерам
В минувшую субботу в Калининском районе Новосибирска прошла традиционная общегородская специализированная сельскохозяйственная ярмарка, на которую съехались со своей продукцией фермеры из районов Новосибирской области и даже из Алтайского края.
Начало работы ярмарки было назначено на 9 утра, но уже в начале девятого к участку улицы Трикотажная, где развернулись торговые палатки и расположились грузовые автомобили, потянулись первые покупатели. Вот уже на протяжении десяти лет в Калининском районе ежегодно на одном и том же месте проводится ярмарка, и за это время многие горожане стали постоянными покупателями: есть возможность приобрести овощи у местных товаропроизводителей по конкурентным ценам. В этом году ярмарка проводится три субботы подряд, этого времени достаточно, чтобы сделать запасы на зиму, считают организаторы.
Напомним, сельхозярмарки в областном центре проводятся в соответствии с постановлением правительства Новосибирской области.
Полевой супермаркет
Принять участие в ярмарке изъявили желание и сельскохозяйственные производители, и организации пищевой и перерабатывающей промышленности. Начальник отдела потребительского рынка защиты прав потребителей администрации Калининского района города Новосибирска Светлана Перкова сообщила, что в этот раз свыше 80 операторов подали заявки на участие. Приехали фермеры из Мошковского, Болотнинского, Ордынского районов. Свой товар привезли из города Черепаново и рабочего поселка Сузун. Пожаловали и гости из Алтайского края. Не остались в стороне городские новосибирские производители — на прилавках была богато представлена мясная и колбасная продукция.
Ассортимент товаров внушительный. Первыми покупателей встречают ряды с ароматным медом. Следом расположились грибники с полными ведрами различных грибов. Рядом с ними — продавцы домашних цветов. Далее — производители хлеба и сладостей. Здесь же прилавки с сухофруктами.
Невозможно пройти мимо палаток с колбасными изделиями — манящий запах не дает этого сделать. Тут же рыбная продукция.
Самый яркий сектор ярмарки — плотные ряды овощей и картофеля. Просто парад цветов: морковь, свекла, тыква, болгарский перец, лук, белокочанная и цветная капуста, огурцы, помидоры, яблоки, виноград, сливы, груши. А на десерт ягоды — клубника и арбузы.
Как говорит Светлана Перкова, в приоритете у организаторов ярмарки именно сельхозпродукция. Главная задача, как указано в правительственном постановлении, — обеспечить горожан доступными по цене качественными овощами, в то же время помочь фермерам реализовать свою продукцию. Этого и придерживаются, регулярно мониторят стоимость продуктов на Центральном рынке, в магазинах города, анализируют и выдают участникам ярмарок рекомендованные цены на товар.
Однако рынок сам способен определять ценовой коридор. Так, допустим, картофель на ярмарке можно купить в пределах 12–17 рублей за килограмм.
На цену влияют несколько факторов, в первую очередь — удаленность крестьянского хозяйства от точки реализации продукции. Власти берут на себя расходы по организации проведения ярмарки — это рекламная кампания, обеспечение порядка и безопасности во время торговли, наведение чистоты после завершения ярмарки. Места для торговли предпринимателям предоставляются бесплатно.
Уже есть постоянные покупатели
Усть-Таркское личное подсобное хозяйство Павла Солдатенко существует уже на протяжении 12 лет. Как нам рассказала Галина Васильевна, работница ЛПХ, несмотря на тяжелый физический труд, им эта работа по душе. Да, в течение девяти месяцев в году они работают без выходных, в феврале начинают высаживать рассаду, проращивать. Лето для многих — сезон отпусков, но только не для фермеров. Растениеводство требует ежечасного внимания. Стоит немного прозевать, и колорадский жук атакует посадки. Опоздал с поливом, и растения могут погибнуть. Когда урожай выращен, его необходимо вовремя собрать. И самое главное — продукцию нужно реализовать.
Как говорит Галина Васильевна, для них ярмарка — очень важная составляющая всех бизнес-процессов. Цену на продукцию рассчитывают сами. Картофель ЛПХ продает за 17 рублей. В стоимость заложены налоги, зарплата наемным работникам, собственная прибыль и самая главная затратная статья — ГСМ. Львиная доля цены на продукцию формируется именно из затрат на солярку, масла, электроэнергию. Как отмечает Галина Васильевна, для нее очень важно, что у них уже появились в мегаполисе постоянные покупатели, значит, фермеры двигаются в верном направлении.
Какое качество — такая и цена
Руководитель одного из новосибирских предприятий по переработке мяса птицы, в частности индейки, Юлия Польгерт тоже говорит о многолетнем опыте участия в ярмарках, продуктовая линейка отработана. На прилавке предприятия представлено свыше двадцати наименований, вся продукция разноплановая и по составу не пересекается.
— Все это сделано для покупателей, чтобы каждый смог выбрать то, что ему нравится, — говорит наша собеседница. — Самый популярный продукт — мясные сосиски и сардельки. Их стоимость — от 300 рублей за килограмм.
Кстати, в близлежащих супермаркетах можно купить сосиски дешевле почти в половину, но это не пугает Юлию, как она утверждает, цена их продуктов соответствует качеству, и поэтому за реализацию своего товара спокойна — на ярмарке они представляют свою лучшую продукцию, причем по минимальной цене.